Библиографическое описание:
Лебедев А.В. «ПОЭТИКА» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 613-615.


«ПОЭТИКА», «О поэтическом искусстве» (Περὶ ποιητικῆς), не полно­стью сохранившийся трактат Аристотеля (в александрийском каталоге со­чинений Аристотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна). Первоначальный текст (впоследствии интерполированный многочисленны­ми вставками автора) датируется, по Дюрингу, 360–355 до н. э., отсюда по­стоянное отталкивание от проблематики Платона [возможно, «Поэтика» – исполнение пожелания Платона («Государство» 607d), чтобы кто-нибудь написал прозаическую апологию осужденной им поэзии].

Тема «Поэтики» – «поэтическое искусство само по себе» (1447аb): ис­тория и главным образом морфология поэтических жанров, поэтическая норма («правильность») и вытекающие отсюда практические рекомендации поэту. Сохранившаяся часть посвящена трагедии (в которой Аристотель ви­дит вершину поэзии; вершина же трагического искусства – «Царь Эдип» Софокла) и эпосу, но содержит также теоретические положения о сущности и функции искусства.

Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущность всех видов поэтического искусства в «подражании» (мимесис), но если у Платона по­этический мимесис дублировал «подражание» чувственных вещей иде­ям (так что художник снимал копии с копий и таким образом оказывался «третьим от истины» – «Государство» 599d), то у Аристотеля реабилита­ция чувственного мира (который в терминах акта и потенции и есть «дей­ствительность», энергия) приводит к переоценке поэзии в глазах филосо­фа: поэтическая «техне» (ср. также теорию «техне» в кн. Α «Метафизики») «философичнее истории» и обладает ценностным приматом над ней, так как «поэзия больше говорит об общем, а история – о единичном» (1451b5; ср. для контраста слова Платона о «старой распре между философией и по­эзией» – «Государство» 607b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что могло бы быть в соотвествии с вероятностью (правдоподобием, τὸ εἰκός) и необходимостью (1451а36), историк же (греч. «история» как эмпириче­ская фиксация голого факта) говорит о том, что, например, сказал и сделал Алкивиад.

По Платону, поэзия социально бесполезна («Государство» 600b) и даже тлетворна, т. к. через наше «сопереживание» она «питает» и усиливает не­благородные влечения и эмоции души (605d, 606d). Аристотель ответил на это учением о трагическом катарсисе («очищении») как психотерапев­тической функции поэзии и музыки, которое, судя по ссылке в «Политике» (1341b36 сл.), было развито в утраченной части «Поэтики» и дошло до нас только в определении сущности трагедии (1449b24 слл.), породившем об­ширную герменевтическую литературу: «трагедия есть подражание (миме­сис)... через сострадание и страх приводящее к очищению (души) от таких эмоций». Основа для филологически наиболее корректного и согласующе­гося как с самим Аристотелем («Политика» 1342а14), так и со всей античной герменевтической традицией толкования была заложена в 19 в. в работах Я. Бернайса и А. Вейля. При всей неясности некоторых деталей и независи­мо от общетеоретических аспектов интерпретации (нравственно-воспита­тельной, эстетико-гедонистической и т. д.), несомненно, что: 1) κάθαρσις τῶν παθημάθων означает «очищение от аффектов», а не «очищение (просветле­ние самих) аффектов» (как думал Лессинг); 2) термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем из профессионального языка вра­чей (в качестве метафоры для «медицины духа»), отсюда его постоянные ассоциации с «терапией», «облегчением» и т. д. Недостоверна связь с ре­лигиозным катарсисом – «очищением от скверны», «искуплением вины» (Гаупт, Вяч. Иванов). Еще менее достоверна теория Отте–Илса (принятая И. Дюрингом), согласно которой κάθαρσις τῶν παθημάθων не относится к зрителю, но означает искупление (героем на сцене) вызывающих сострада­ние и страх событий.

Почти неизвестная в древности и в Средние века, «Поэтика» начиная с эпохи Ренессанса (1-е изд. Венеция, 1508) издавалась, комментирова­лась и изучалась, как никакой другой трактат Аристотеля. В 17 в. (вместе с «Поэтическим искусством» Горация и превратно истолкованная) стала ху­дожественным кредо классицизма и еще в 19 в. оставалась живым оппонен­том романтиков.

Рус. пер.: Б.И. Ордынского (1854, неполный), В.И. Захарова (1885), В.Г. Аппельрота (1893, переизд. под ред. О.А. Петровского 1957), Н.И. Новосадского (1927), М.Л. Гаспарова (1978, 1984).

Текст:

  • Aristotelis De arte poetica liber. Rec. I. Bywater. Oxonii, 1911;
  • De arte poetica liber. Rec. R. Kassel. Oxonii, 1965.

Переводы и комм.:

  • A. Gudeman, 1934;
  • A. Rostagni, 1945;
  • H. House, 1956;
  • D. W. Lucas, 1968;
  • S. Halliwell, 1987;
  • Поэтика. Пер. М. Л. Гаспарова, – Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984, с. 645–680.

Лит.:

  • Else C. F. Aristotle’s «Poetics»: The Argument. L., 1957;
  • Halliwell S. Aristotle’s «Poetics». L., 1986;
  • Essays on Aristotle’s «Poetics». Ed. by A. O. Rorty. Princ., 1992.

А. В. ЛЕБЕДЕВ