ХЕРЕМОН (Χαιρημών) Александрийский (1 в. н.э.), философ-стоик. По происхождению, вероятно, египтянин. Согласно Суде (test. 4 van der Horst), Х. был учителем грамматика Дионисия Александрийского и некоторое время, возможно, преподавал в александрийской грамматической школе, а затем приехал в Рим, где вместе с перипатетиком Александром из Эг обучал юного Нерона. В сохранившихся свидетельствах (Martial. XI 56; Orig. C. Cels. I 59; Porph. De abst. IV 6 сл.) Х. неизменно именуется стоиком, а также египетским жрецом (ἱερογραμματεύς) (Porph. Ep. ad Aneb. II 9; Eus. Pr. Ev. V 10, 5).
От сочинений Х. сохранились считанные фрагменты (14 аутентичных и столько же сомнительных в собрании ван дер Хорста). Известны: 1) «Об иерогрифах» (̔Ιερογλυφικά), 2) «Египетские вопросы» (Αἰγυπτιακά) – трактат о религиозных представлениях и священных обрядах египтян (ср. Ios. Flav. C. Apion. I 288) и 3) «О кометах» (Περὶ κομητῶν); здесь речь, возможно, шла о том, каким образом появление комет возвещает различные события (Orig. C. Cels. I 50). Предполагается, что у Х. были также сочинения по грамматике, мантике и астрологии (в частности, Гален упоминает некоего Х. как знатока птицегадания, см. De victu acut. I 15 = test. 11).
Порфирий указывает, что у Х. и Корнута Ориген Александрийский позаимствовал метод аллегорического толкования (Porph. С. Christ. fr. 39, cp. Sudа s. v. ̕Ωριγένης), а в другом сочинении (Ad Aneb. II 12 сл.) упрекает Х. за трактовку египетских мифов исключительно с помощью физической аллегорезы (характерной для стоиков). На основании сохранившихся текстов невозможно судить, в какой мере Х. следовал стоическому учению. Во всяком случае, он признавал теорию космических циклов (Ibid. II 12; Eus. Pr. Ev. III 13, 8). Можно предположить, что взгляды Х. отчасти перекликались с эклектическим и не чуждым интереса к аскетике учением кружка Секстия.
Фрагменты:
Литература:
А. А. СТОЛЯРОВ