СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος ὁ ἐμπειρικός)
(2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного
скептицизма. Главные сочинения – «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 кн.) – являются важным источником по истории античной философии, и основным – по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к
Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой – противоположные речи (Оrat. 21).
В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ὑποτυπώσεις – «Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις) С. вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-
атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] – надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» – положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекает отказ от догматизма, отсюда – воздержание от суждений (эпохе), отсюда – невозмутимость (Pyrrh. I 1–30); далее С. суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы (способы) осуществления эпохе, – 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31–186); дает толкование основных выражений скептического словаря – «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I 187–209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых С. усматривает отдельные скептические моменты (I 210–241). Во 2-й и 3-й книгах С. дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков»
(т. е. философов, выдвигавших положительное учение, δόγματα («догматы»)), излагая материал в традиционной последовательности трех частей школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн.
2), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п.
– III 1–167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить – III 168–279).
Книги VII–IX сочинения «Против ученых» (лат. Adversus mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений», – ср. названия: «Против логиков» (Adv. math. VII–VIII), «Против физиков» (IX–X) и «Против этиков» (XI), – но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии – здесь С. приводит ценнейший доксографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма С. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя в этом
Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. math. VII 48–260). Книги I–VI «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам – грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат С.
С. ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью имени С. прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной; он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы»
2 в. Менодота Никомедийского (D. L. IX 116, ср. Galen. De nat. fac. 52, 11 Kühn: Μηνόδοτος
ὁ ἐμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема – практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое
эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам С., «скептик из человеколюбия (διὰ τὸ φιλάνθρωπος εἶναι) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. III 280).
Сочинения С. в переводе на латынь получили широкое распространение во второй пол.
16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.
Соч.:
Sexti Empirici opera. Rec. H. Mutschmann, J. Mau. T. 1–2. Lipsiae, 1912–1914;
Sextus Empiricus, Works. With engl. tr. by R. G. Bury. Vol. 1–4, 1933–1949. В рус. пер.: Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской (1913);
Секст Эмпирик. Сочинения. Под общ. ред. А. Ф. Лосева. Т. 1–2. М., 1975–1976.
Лит.:
Janácek K. Sextus Empiricus’ Sceptical Methods. Prague, 1972;
Oberti M.
M. Scepticism Versus Dogmatism: An Analysis of Sextus Empiricus’ Against Mathematicians, Book VII. Vancouver, 1979;
House D. K. The life of Sextus Empiricus, –
CQ 30, 1980, p. 227– 238;
Stough C. Sextus Empiricus on Non-Assertion, –
Phronesis 29, 1984, p. 137–164;
Allen J. V. Sextus Empiricus’ Investigation of Sign-inference. Princ., 1988;
Brunschwig J. Sextus Empiricus on the kriterion: The Skeptic as Conceptual Legatee, – Dillon J. M., Long A. A. (edd.) The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berk.; L. Ang.; L., 1988, p. 145–175;
Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, – ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2582–2607; Idem. Pyrrhonism and Medical Empiricism: Sextus Empiricus on Evidence and Inference, – Ibid. 37, 1, p. 646–690;
Giannantoni G. (ed.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Nap., 1992;
Karadimas D. P. Sextus Empiricus Against Aelius Aristides: the Confl ict Between Philosophy and Rhetoric in the Second Century A. D. Lund, 1996. См. общ. лит. к ст.
Скептицизм М. А. СОЛОПОВА