Библиографическое описание:
Солопова М.А. СЕКСТ ЭМПИРИК // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 657-659.


СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος ὁ ἐμπειρικός) (2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочине­ния – «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 кн.) – являют­ся важным источником по истории античной философии, и основным – по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической лите­ратуры, восходящей к Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой – противопо­ложные речи (Оrat. 21).
В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ὑποτυπώσεις – «Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις) С. вводит основные понятия скептической фило­софии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] – наде­жда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скепти­цизма» – положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекает отказ от догматизма, отсюда – воздержание от суждений (эпохе), отсюда – невозмутимость (Pyrrh. I 1–30); далее С. сум­мирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы (спо­собы) осуществления эпохе, – 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31–186); дает толкование основных выражений скептического словаря – «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I 187–209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых С. усматривает отдельные скептические моменты (I 210–241). Во 2-й и 3-й книгах С. дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т. е. фи­лософов, выдвигавших положительное учение, δόγματα («догматы»)), из­лагая материал в традиционной последовательности трех частей школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. 2), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п. – III 1–167) и эти­ка (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить – III 168–279).
Книги VII–IX сочинения «Против ученых» (лат. Adversus mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положе­ний», – ср. названия: «Против логиков» (Adv. math. VII–VIII), «Против фи­зиков» (IX–X) и «Против этиков» (XI), – но излагают материал более под­робно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии – здесь С. приводит ценнейший док­сографический материал. В поисках историко-философских корней пирро­низма С. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя в этом Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скеп­тицизма (Adv. math. VII 48–260). Книги I–VI «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусст­вам – грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчи­вался трактат С.
С. ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утраче­ны). Ставшее частью имени С. прозвание «эмпирик» указывает на его про­фессиональные занятия медициной; он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (D. L. IX 116, ср. Galen. De nat. fac. 52, 11 Kühn: Μηνόδοτος
ὁ ἐμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской прак­тики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема – практи­кующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептиче­ское эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам С., «скептик из человеколюбия (διὰ τὸ φιλάνθρωπος εἶναι) хочет по возможности исце­лить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] дог­матиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, в зависи­мости от тяжести состояния (Pyrrh. III 280).
Сочинения С. в переводе на латынь получили широкое распростране­ние во второй пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого вре­мени, в частности на Монтеня.
Соч.: Sexti Empirici opera. Rec. H. Mutschmann, J. Mau. T. 1–2. Lipsiae, 1912–1914; Sextus Empiricus, Works. With engl. tr. by R. G. Bury. Vol. 1–4, 1933–1949. В рус. пер.: Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской (1913); Секст Эмпирик. Сочинения. Под общ. ред. А. Ф. Лосева. Т. 1–2. М., 1975–1976.
Лит.: Janácek K. Sextus Empiricus’ Sceptical Methods. Prague, 1972; Oberti M. M. Scepticism Versus Dogmatism: An Analysis of Sextus Empiricus’ Against Mathematicians, Book VII. Vancouver, 1979; House D. K. The life of Sextus Empiricus, – CQ 30, 1980, p. 227– 238; Stough C. Sextus Empiricus on Non-Assertion, – Phronesis 29, 1984, p. 137–164; Allen J. V. Sextus Empiricus’ Investigation of Sign-inference. Princ., 1988; Brunschwig J. Sextus Empiricus on the kriterion: The Skeptic as Conceptual Legatee, – Dillon J. M., Long A. A. (edd.) The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berk.; L. Ang.; L., 1988, p. 145–175; Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, – ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2582–2607; Idem. Pyrrhonism and Medical Empiricism: Sextus Empiricus on Evidence and Inference, – Ibid. 37, 1, p. 646–690; Giannantoni G. (ed.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Nap., 1992; Karadimas D. P. Sextus Empiricus Against Aelius Aristides: the Confl ict Between Philosophy and Rhetoric in the Second Century A. D. Lund, 1996. См. общ. лит. к ст. Скептицизм

М. А. СОЛОПОВА