Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ОРФИЗМ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 537-538.


ОРФИЗМ, др.-греч. религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. в ре­зультате реформы культа Диониса: центральный ритуал дионисийских ор­гий – омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом ис­ступлении животной жертвы) – был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Искупить наследственный грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чис­тый» – посвященный в мистерии и ведущий «орфический образ жизни», отличительной чертой которого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокос­могонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние – разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах. Учредителем очистительных обрядов и авторов этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея – героя сказания об ар­гонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «бли­же к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит – Афины, 2-я пол. 6 в. до н. э., и др.), а также всех, исповедо­вавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течение 1000 лет, отражая различные стадии греческой религии и влияние различ­ных философских школ.

От огромной орфической литературы до нас дошли только два позд­них памятника: сб. 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в Мал. Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфические аргонавтики» (5 в.). От остальных сочинений сохранились только фрагменты, из которых наибольшее философское зна­чение имеют фрагменты теогоний. Из фрагментов т. наз. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена 6 поколений бо­гов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. 66). В эфире или из него хронос-время «сотворил серебристое яйцо», из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») – 1-й царь бо­гов; он творит небо и землю, а также «другую землю» – луну. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и мно­гого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны?» (во­прос Зевса к Ночи, Kern, fr. 165). Следовавший затем величественный гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern, fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанесе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. «Законы» 701b) соединена с божествен­ным дионисийским началом. Очень рано этот орфический дуализм «тита­нического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализме тела и души. Важным источником орфической эсхатологии счита­ют поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. 293–296).

Тексты

  • Orpheus Hymni. Ed. G. Quandt. B., 1955;
  • Les Argonautiques d’Orphée. Texte ét. et trad. par G. Dottin. P., 1930;
  • Kern O. Orphicorum fragmenta. B., 1963;
  • Bernabé А. (ed.). Orphicorum et Orphicis similium testimonia et fragmenta. Poetae Epici Graeci. Pt. I–II. Münch.; Lpz., 2004.

Литература

  • Ziegler K. Orpheus, – RE, Bd. 18, 1, 1939, col. 1200 sq.;
  • Keydell R., Ziegler K. Orphische Dichtung, – Ibid., Bd. 18, 2, 1942, col. 1321 sq.;
  • Guthrie W.K.C. Orpheus and Greek religion. N. Y., 1966 (лит.);
  • Boehme R. Orpheus. Der Saenger und seine Zeit. Bern, 1970;
  • Graf F. Eleusis und die orfi sche Dichtung Athens in vorhellenischer Zeit. B.; N. Y., 1974;
  • West M.L. The orphic poems. Oxf., 1983;
  • Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии, – ВДИ, 1978, 1.

А. В. ЛЕБЕДЕВ