Библиографическое описание:
Солопова М.А. ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 373-374.


ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (Εὐσήβιος ὁ Καισαρεύς) (ок. 265, Кесария, Палестина – ок. 340 н.э.), христианский богослов, основатель церковной историографии, автор «Приготовления к Евангелию», ценного доксографи­ческого источника по античной философии; поклонник Оригена, сторонник умеренного суб ординационизма в тринитарных спорах. Был в числе лиц, наиболее приближенных к имп. Константину.

Е. – автор обширного корпуса сочинений, в т. ч. трудов церковно-исто­рических: «Хроника», «Церковная история», «О церковном богословии», «История палестинских мучеников», «Жизнь Константина»; апологетиче­ских: «Приготовление к Евангелию», «Доказательства в пользу Евангелия»; полемических: «Против Гиерокла», «Против Маркелла», экзегетических: комментарии на Песнь песней, Псалмы и мн. др.

1) «Церковная история» Е., первое сочинение подобного рода (Hist. Eccl. I 1, 5), – ценнейший источник по истории первых веков христианства, труд, ставший основополагающим для развития церковной историографии и цер­ковно-политической идеологии; в нем Е. сформулировал ставшую ведущей для Византии концепцию «христианской державы». По Е., события раннехри­стианского периода являются приготовлением эпохи Константина, создателя христианской империи, призванной обратить ко Христу все человечество.

2) «Приготовление к Евангелию» (Εὐαγγελικὴ προπαρασκευή) в 15 кн. – богословское сочинение Е., содержащее концепцию духовного развития человечества дохристианского периода как подготовки к принятию еван­гельской истины. В нем Е. основательно опровергает языческий политеизм и богословие, обильно цитируя источники (по истории греческих и восточ­ных культов, по истории философии), в результате его сочинение оказы­вается примерно на три четверти состоящим из цитат. «Приготовление к Евангелию» – уникальный источник для реконструкции целой серии ныне утраченных произведений античных авторов. Среди них, в частности:

  • Арий Дидим, «О мнениях Платона» (Pr. Ev. XI 23, 3–6) и «Эпитоме» (XV 15, 1–8; 18, 1–20, 7);
  • Аристобул, «Толкование Закона» (VII 14, 1; VIII 10, 1–17; IX 6, 6–8 etc.);
  • Аристокл из Мессены, «О философии» (XI 3, 1–9; XIV 17, 1–9; XV 2, 1–15 и др.);
  • Аттик, «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (XI 2, 1–5; XV 4, 1–9, 14; 12, 1–13, 5);
  • Диогениан, со­чинение против учения о судьбе Хрисиппа (IV 3, 1–13; VI 8, 1–38);
  • Лонгин, «Опровержение учения стоиков о душе» (XV 21, 1–3);
  • Нумений, «О бла­ге» (XI 10, 1–13; 18, 1–10. 14–21. 22–24; 22, 1–10; XV 17, 1–8 и др.) и «О расхождении академиков с Платоном» (XIV 5, 1–9, 3);
  • Плотин, фрагмент трактата «О бессмертии души», Enn. IV 7, 1–81–5 (XV 22, 1–67; XV 10, 1–9);
  • Порфирий, «Об изваяниях» (III 7, 1–4; 9, 1–5; 11, 1–13, 3), «О душе, против Боэта» (XI 28, 1–16; XIV 10, 3; XV 11, 1–4; 16, 1–2), «Письмо к Анебону» (III 4, 1–2; V 10, 1–11; XIV 10, 1–2), «О философии из оракулов» (III 14, 4–8; IV 7, 1–9, 7; 23, 1–7; V 7, 1–5; 8, 1–12; 9, 1–9 etc.);
  • Эномай из Гадары, «Обличение обманщиков» (V 19, 1–36, 4; VI 7, 1–42) и мн. др.

Очевидно, в большинстве случаев Е. пользовался первоисточниками, отчего его док­сографические данные трудно переоценить.

3) «Против Гиерокла» направлено против сочинения Гиерокла Соссиана «Филалет», автор которого (высокопоставленный чиновник при имп. Диоклетиане: в 303 – правитель Вифинии, в 310–311 – префект Египта) проводит сопоставление (использован риторический термин – σύγκρισις) Аполлония Тианского, изображенного Флавием Филостратом, и Иисуса Христа и доказывает, что Аполлоний как чудотворец превосходит провин­циального чудотворца Иисуса, о божественности которого по-своему бла­гочестивый Гиерокл не может допустить и мысли. Идейным образцом для Е. послужило сочинение Оригена «Против “Истинного учения” Цельса», о котором упоминает он сам (C. Hier. 369, 13–15 Kayser). Кроме того, извест­но, что Е. написал опровержение в 25 кн. на сочинение Порфирия «Против христиан», однако оно полностью утрачено.

Сочинения:

  • Eusebius. Praeparatio evangelica. Ed. K. Mras, rev. E. Des Places, – Eusebius Werke. Bd. 8. Berlin, 1982–1983 (GCS).
  • Eusèbe de Césarée. La Préparation Évangelique. Ed. par É. Des Places. T. 1–9. Paris, 1974–1991 (SC);
  • Contra Hieroclem. Ed. C.L. Kayser, – Flavii Philostrati opera. Vol. 1. Leipzig, 1870 (repr. Hldh., 1964), p. 369–413;
  • Eusèbe de Césarée. Contre Hiéroclès. Introduced and trans. by M. Forrat. Ed. by É. des Places. Paris, 1986 (SC 333);
  • Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique, 3 vols. Ed. by G. Bardy. Paris, 1952–1958. (SC 31; 41; 55)

Рус. пер.:

  • Евсевий Кесарийский. Сочинения. Т. 1–2. М., 1849–1858;
  • Евсевий. Церковная история. Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1993.
  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.

Литература:

  • Henry P. Recherches sur la «Préparation Évangelique» d’ Eusèbe et l’édition per­due des ouvres de Plotin publiée par Eustochius. Paris, 1935;
  • Wallace-Hadrill D. S. Eusebius of Caesarea. London, 1960;
  • Dempf A. Der Platonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Diony­sius. Münch., 1962;
  • Moreau J. Eusebius von Caesarea, – RAC VI, 1966, col. 1052–1088;
  • Chesnut G.F. (Jr.). Fate, fortune, free will and nature in Eusebius of Cesarea, – ChurchHist 42, 1973, p. 165–182;
  • Ricken F. Zur Rezeption der platonischen Ontologie bei Eusebios von Kaisareia, Areios und Athanasios, – Th&Ph 53, 1978, p. 321–352;
  • Coman J. Utilisation des «Stromates» de Clément d’Alexandrie par Eusèbe de Césarée dans la Préparation Évangelique, – Paschke F. (éd.). Uberlieferungs-geschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1981;
  • Kertsch M. Traditionelle Rhetorik und Philosophie in Eusebius’ Antirrhetikos gegen Hierokles, – VChr 34, 1980, p. 145–171;
  • Des Places E. Eusèbe de Césarée commentateur. Platonisme et Écriture sainte. P., 1982;
  • Smith M. A hidden use of Porphyry’s History of philosophy in Eusebius’s Preparatio evangelica, – JThS 39, 1988, p. 494–504;
  • Hägg Th. Hierocles the lover of truth and Eusebius the sophist, – SymbO 57, 1992, p. 138–150;
  • Carriker A.J. Some uses of Aristocles and Numenius in Eusebius’ «Praeparatio Evangelica», – JThS 47, 1996, p. 543–549;
  • Goulet R. Eusèbe de Césarée, – DPhA III, 2000, p. 358–367;
  • Carriker A.J. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, 2003;
  • Розанов Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889;
  • Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении ран­него средневековья, – Античность и Византия. М., 1975, с. 266–285;
  • Брагинская Н.В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского, – Там же, с. 286–306;
  • Вдовиченко А.В. Евсевий Кесарийский против Гиерокла, – Раннехристианские апологе­ты II–IV вв.: Переводы и исследования. М., 2000.

М. А. СОЛОПОВА