Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ЭМПЕДОКЛ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 802-803.


ЭМПЕДОКЛΕμπεδοκλῆς) из Акраганта (ок. 490 – ок. 430 до н. э.), др.­греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая тради­ция рисует Э. оратором и государственным деятелем (вождь демократиче­ской партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время – врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа. Гротескное сочетание ионий­ской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Э. находится в полном соответствии с этим образом. Основные сочинения Э. – две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов).

Натурфилософия Э. – синтез ионийской физики, элейской метафизи­ки бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиционные стихии ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля – получили статус элемен- тов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых, самотождест­венных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органиче­ские вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции. Э. принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бы­тия в небытие: «рождение» и «гибель» – лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое «соединение» и «разъеди­нение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифоло­гический код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифициру­ется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, обра­зуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элемен­ты и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов – монстры; 3) би­сексуальные существа, неспособные к половому размножению (использо­вано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные живот­ные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «вырастает из земли».

Наряду с теорией «четырех элементов», которая благодаря ее воспри­ятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) ока­зала теория ощущений Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувствен­ное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсаль­ный характер и объясняла также физические и физиологические процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфи­ко-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рож­дений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Э. основа­телем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия он стоит у ис­токов греческой риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время – представители романтизма (особенно Гёльдерлин).

Фрагменты:

  • DK I, 276–375;
  • Tonelli A. (ed.). Empedocle di Agrigento. Frammenti e testimonianze. Origini. Purifi cazioni. Con i frammenti del Papiro di Strasburgo. Milano, 2002;
  • Martin A., Primavesi O. (eds.). L’Empedocle de Strasbourg (P. Strasb. gr. Inv. 1665–1666), Introd., ed. et comm., with an English Summary. Strasbourg; Berlin; New York, 1999.
  • В рус. пер.: ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. 1989, c. 330–414.

Другие издания и переводы:

  • Bollack J. Empedocle. T. 1–3. Paris, 1965–1969 (критич. изд. «О природе и комм.);
  • The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments. Ed. N. Van der Ben. Amsterdam, 1975;
  • Empedocles: The extant fragments. Ed. by M.R. Wright. N. Hav., 1981;
  • Inwood B. The Poem of Empedocles. A Text and Translation with an Introduction. Toronto, 1992 (rev. ed. 2001);

«Очищения»:

  • Zuntz G. Persephone. Oxford, 1971;
  • Empédocle. Les Purifi cations. Un projet de paix universelle. Éd., trad. et comm. par J. Bollack. Paris, 2003.

Лит.:

  • Kranz W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschöpfung. Zürich, 1949;
  • O’Brien D. Empedocles’ cosmic cycle. London; New York, 1969;
  • Kingsley P. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography, – Phronesis 39, 1994, p. 235–254;
  • Long A.A. Empedocles’ cosmic cycle in the ’sixties, – The Presocratics. Ed. by A.P.D. Mourelatos. Garden City, 1974, p. 397–425;
  • Van der Ben N. The Strasbourg Papyrus of Empedocles: Some Preliminary Remarks, – Mnemosyne 52, 1999, p. 525–544;
  • O’Brien D. Empedocles: The Wandering Daimon and the Two Poems, – Aevum n. s. 1, 2001, p. 79–179;
  • Kingsley P. Empedocles for the New Millenium, – AncPhil 22, 2002, p. 333–413;
  • Studi sul pensiero e sulla lingua di Empedocle. A cura di L. Rossetti e C. Santaniello. Luglio, 2004;
  • Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1985.

А. В. ЛЕБЕДЕВ