Библиографическое описание:
Матусова Е.Д. «ТЕЭТЕТ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 731-733.


«ТЕЭТЕТ» (Θεαίτητος ἢ περὶ ἐπιστήμης, подзаголовок «О знании»), диалог Платона зрелого периода. Написан, видимо, позже «Парменида», но раньше «Софиста». Назван по имени члена платоновской Академии, скончавшегося в 369 до н.э. от ран, полученных в Коринфской войне. Диалог имеет вступ­ление, в котором мегарский философ Евклид, под впечатлением от встречи с умирающим Теэтетом, рассказывает о беседе, которая некогда произошла между юным Теэтетом и Сократом. Вступление показывает, что диалог спе­циально ориентирован на Мегарскую школу, сведения об учении которой, од­нако, довольно скудны, что затрудняет понимание платоновского замысла.

Собеседником Сократа выступает юный Теэтет, представленный как ученик математика Феодора из Кирены, также участника диалога. Согласно платоновской точке зрения, математика не является знанием в высшем смысле слова, а лишь предуготовляет ум к занятию высшей мыслительной деятельностью – диалектикой («Государство» 533d–534e, 536d). На приме­ре беседы с Теэтетом Платон показывает, как подготовленный математикой юноша с помощью мудрого наставника переходит с низшей эпистемоло­гической ступени на высшую, становясь из математика философом. Такой переход подразумевает осознание 1) объекта философской деятельности, 2) ее целей и 3) границ. Поэтому первая часть диалога посвящена наве­дениюна понятие сущности как объекта познания (142а–186с), централь­ная часть содержит разговор о цели познания как уподоблении Богу (172с–177b), а заключительная трактует о безграничности философского познания (202е–206е).

Сократ предлагает Теэтету определить сущность знания. Диалог строит­ся вокруг обсуждения трех последовательно предложенных Теэтетом вари­антов ответа на этот вопрос и распадается на две большие части, разделен­ные центром. В части I (143d–183c) Т. высказывает мысль, что «знание – это ощущение», направленное на вечно изменяющиеся свойства и качества ок­ружающих нас предметов, что дает Сократу возможность возвести этот те­зис к его главному защитнику – софисту Протагору, которого он делает сво­им мысленным оппонентом в этой части беседы с Теэтетом. Для того чтобы в будущем позиция юноши была нешаткой, С. приводит ему полный арсенал софистических доводов в поддержку теории об относительности чувствен­ного восприятия как единственном критерии знания и опровергает их все, показывая бесполезность софистической позиции для философского позна­ния. Его контраргументы содержат 1) доказательство от очевидного (157е– 158b), 2) приведение к абсурду (161с–162d), 3) математическое доказатель­ство на основании первоначально принятого предположения (ὑπόθεσις) (163d–164c). Кроме того, привлекая к разговору Феодора, С. формулирует еще два решающих доказательства: 1) находит в утверждении Протагора внутреннее противоречие (169d–171b), 2) доказывает существование объек­тивного знания с точки зрения его проверки «будущим» (178а–179b).

В промежутке между двумя последними тезисами расположен смы­словой центр диалога (172с–177с): параллельная характеристика софиста и философа по отношению к цели жизни. Платон описывает софиста как человека с рабской, искаженной душой, который под влиянием мнимых опасностей и страхов вынужден прибегать к несправедливости и лжи, так что в итоге его ум не имеет ничего здравого и не способен ни на что высо­кое и серьезное, тогда как сам себе он кажется великим мудрецом (в этом за­ключена оценка всего того, что было сказано до сих пор от лица Протагора). Философ же привык взирать не на мелочную жизнь, а на всю землю в це­лом, и он странен и смешон толпе. На земле зло неизбежно, но среди бо­гов его нет, поэтому надо как можно быстрее бежать отсюда туда. Бегство же – это «посильное уподобление Богу» (ὁμοίωσις θεῷ), которое заключает­ся в том, что человек «становится справедливым и благочестивым с помо­щью разумения (φρόνησις)» (176b).

В части II (183с–210d) Теэтет приходит к формулировке того, что позна­ние осуществляется «душой самой по себе» (без помощи чувств) и направ­лено на невещественную сущность предметов (185d–186d). Дальнейшая беседа представляет собой скрытый диалог с родоначальником этого тези­са – Парменидом. Теэтет предлагает вторую попытку определить знание как «истинное мнение» (187b), что дает возможность Сократу поставить вопрос о природе «ложного мнения». Дело в том, что перед Платоном стоя­ла задача, еще не осознанная Парменидом: объяснить возможность ошибки в сфере чистой мысли, имевшей в системе Парменида статус непогрешимо­го субъекта познания. Платон предлагает и отвергает три варианта решения этой проблемы: мнящий ложь либо 1) путает между собой два «знаемых» объекта; 2) путает два «незнаемых» объекта; 3) считает «знаемый» объект «незнаемым» или наоборот. Наиболее правдоподобными кажутся варианты 1 и 3, однако в области «чистой мысли», где мнить значит мнить правильно, т. е. знать, ни один из них реализоваться не может (189b–190e). Объектом ложного мнения не может быть и небытие, потому что небытия, как на­стаивает Парменид, нет (188c–189b). Ложное мнение могло бы возникнуть на стыке мысли и ощущения (191а–195b), но этот ответ также не реша­ет проблемы, ибо ошибка бывает и в сфере чистой мысли. Теэтет впадает в апорию, выход из которой будет найден им в диалоге «Софист» (260b– 264b). Достигнув своей цели, т. е. заставив Теэтета задуматься над пробле­мой ошибки в сфере мысли, Сократ опровергает предложенное Теэтетом определение «знание – это истинное мнение» (200е–201с).

В третьей попытке рассматривается определение знания как «истинно­го мнения с объяснением (= определением, греч.: λόγος)», с уточнением, что «вещи, лишенные определения, – непознаваемы» (201сd). Объектом пла­тоновской критики служит вторая часть тезиса. Соглашаясь с его первой частью (ср. «Менон» 98а, «Пир» 202а, «Федон» 76b, 78c), Платон считает, что, в философии ничто не может быть лишено объясняющего определе­ния, для нее все, включая первоначала и первоэлементы, познаваемо, в про­тивном же случае познание невозможно вообще (202е–206b). Ключевым, т. обр., становится вопрос о том, что такое настоящее «определение» (206с). Платон отвергает несколько распространенных вариантов понимания тер­мина «логос». 1) λόγος – это не просто речь, ибо она есть у всякого (206d); 2) λόγος – это не определение целого путем перечисления его частей (потому что первоначала, также познаваемые, несоставны) (206е–208b); 3) λόγος – это не определение отличительных особенностей предмета, потому что эти отличительные особенности известны нам еще до того, как мы «знаем» сам предемет, т. е. уже в ту пору, когда имеем о нем лишь «правильное мне­ние» (208с–209е). Ответ на вопрос о том, что есть истинное «определение» не дается в этом диалоге эксплицитно, но Теэтет должен сам придти к нему благодаря правильному пониманию того, что является объектом философ­ского познания. Согласно Платону, определением является абсолютно аде­кватное вербализованное выражение невещественной сущности (идеи, эй­доса) вещи (ср. «Государство» 534bc; «Федр» 245е; Аристотель, «О душе» 403b2). Т. е. вопрос правильного определения – это прежде всего вопрос правильного постижения сущности вещи.

К диалогу «Теэтет» был написан самый ранний из сохранившихся пла­тонических комментариев (папирусный текст Анонимного комментария к Платоновскому Теэтету сохранился к части диалога: Plat. Theaet. 142a–158a).

Рус. пер.: В.Н. Карпова (1879); [А. Добиаша] (1891); В. Сережникова (1936), Т.В. Васильевой (1968).

Текст:

  • Plato. Theaetetus. Ed. J. Burnet, – Platonis opera. Vol. 1. Oxonii, 1900 (repr. 1967);
  • Платон. Теэтет. Пер. Т.В. Васильевой, – Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 19932, с. 192–274.

Литература:

  • Cornford F.M. Plato’s Theory of Knowledge. Transl. and commentary to the Theaetetus and Sophist. London, 1935;
  • MacDowell J. Plato, Theaetetus. Transl. and comm. Oxford, 1973;
  • Bernardete S. The Being of the Beautiful: Plato’s Theaetetus, Sophist and Statesman. Transl. and comm. Chic. 1984;
  • Bostock D. Plato’s Theaetetus. Oxford, 1988;
  • Burnyeat M. The Theaetetus of Plato. Transl. by M.J. Levett. Indnp.; Camb., 1990;
  • Polansky R. Philosophy and Knowledge: A Commentary on Plato’s Theaetetus. Lewisburg, 1992;
  • Chappell T. Reading Plato’s Theaetetus. St. Aug., 2004;
  • Sedley D. The midwife of Platonism: text and subtext in Plato’s Theaetetus. Oxford, 2004;
  • Васильева Т.В. Беседа о лого­се в Платоновском «Теэтете», – Платон и его эпоха. М., 1979.

Е. Д. МАТУСОВА