«ПИР» (Συμπόσιον ἢ περὶ ἀγαθοῦ, подзаголовок: «О благе»), диалог
Плато- на зрелого периода (между 380 и 375 до н. э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с «Федоном» и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. Symp. 223d). Замечателен не только благодаря изложенной в нем философской концепции любви (
эроса)
, но
и
благодаря совершенной литературной форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагический поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172а –
178а) и заключения (223сd), «П.» содержит семь речей: Федра (Эрос – древнейший бог) (178а – 180b), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) (180с –
185с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185c – 188e), Аристофана (люди в их теперешнем виде – только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина – двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189с – 193d), Агафона (Эрос – бог, наделенный красотой, совершенством, молодостью и т. п.) (194е – 197е), а также Сократа (199с – 212с) и Алкивиада (215а – 222b). Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос – как и всякое влечение – есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинеянки Диотимы: Эрос – не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Пороса-богатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ – мудрость, поэтому он – сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье – вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нем. В отличие от других собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается основная тема диалога: только философия может дать человеку истинное счастье.
«П.» послужил источником многочисленных подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх из Херонеи, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комментарий к «П.» – «Об Эроте» из «Эннеад» Плотина (Enn. I 5). В эпоху Возрождения «П.» стал особенно популярен благодаря комментарию Фичино. Исключительное влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьева и эстетику русского символизма.
Рус. пер.: М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Пресса (1904), И. Д. Го родецкого (1908), С. А. Жебелева (1922), С. К. Апта (1965).
Текст:
Platonis Symposium, – Platonis Opera. Ed. J. Burnet. Vol. 2. Oxf., 1901, repr. 1967 (OCT); Symposium of Plato. Ed. with introd., critical notes comm. by R. G. Bury. Camb., 1909;
Platon. Banquet. Text et. et trad. par P. Vicaire, not. par L. Robin. P., 1989 (BL);
Plato. Symposium. Ed. with an introd., transl. and comm. by C. J. Rowe. Warminster, 1998; Пир. Пер. С. К. Апта,
– Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т.
2. М., 1990, с. 81–134.
Лит.:
Isenberg M. W. The order of the discourses in Plato’s Symposium. Chic., 1940;
Hoffmann E. Über Platons Symposion. Hdlb., 1947;
Koller H. Die Komposition des platonischen Symposions. Z., 1948;
Marcel R. Marcile Ficin sur «Le Banquet de Platon ou de l’amour». P., 1956;
Dover K. J. The date of Plato’s Symposium, –
Phronesis 10, 1, 1965, p. 2–20;
Rosen S. Plato’s Symposium. N. Hav.; L., 1968.
Ю. А. ШИЧАЛИН