Библиографическое описание:
Солопова М.А. ФЕМИСТИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 748-752.


ФЕМИСТИЙ (Θεμίστιος) (ок. 317, Пафлагония – 388 н.э., Константино­поль), позднеантичный философ, ритор и политический деятель.

Жизнь. О Ф., его происхождении и образовании, известно только по замечаниям автобиографического характера в его сочинениях. Отец Ф. Евгений был землевладельцем среднего достатка, при этом философски об­разованным человеком, изучал сочинения Платона и Аристотеля и старал­ся показать единство их учения (Or. 20 «На смерть отца»). Он дал сыну хорошее домашнее образование, и Ф. в одной из речей развивает идею о том, что вовсе не обязательно за образованием отправляться в Афины или Константинополь (Or. 27 «О том, что учатся не у мест, а у людей»). Однако сам Ф. получил образование в Константинополе, куда в сер. 30-х 4 в. перееха­ла его семья. В молодости он преподавал философию и риторику в разных городах Мал. Азии, в т. ч. в Никомидии (342–343) и Анкире (344–347), при­обрел известность, в возрасте ок. 30 лет был приглашен в Константинополь для произнесения приветственной речи имп. Констанцию, и со временем сделал в столице блестящую карьеру придворного оратора. Был избран в сенат, стал princeps senatus (до конца жизни, в его обязанности входил набор новых сенаторов), занимал должность советника при византийских императорах от Констанция (337–361) до Феодосия I (379–395), был вос­питателем будущего имп. Аркадия; в 384 Ф. – префект Константинополя. Между 347 и 355 основал в Константинополе философско-риторическую школу, но спустя некоторое время оставил преподавание ради государст­венной службы. По мысли Ф. (Or. 5–6), философия сама по себе не проти­воречит политике, что доказывает опыт философов, известных своей по­литической активностью (к их кругу Ф. причисляет и себя): Арий при имп. Августе, Трасилл – при имп. Тиберии, Дион из Прусы (Хрисостом) – при имп. Траяне, Эпиктет – при Антонинах, Платон – при тиране Дионисии, Музоний Руф – при имп. Нероне (последние два случая указаны как приме­ры неудач).

Сочинения. Письменное наследие Ф. составляют его официальные речи и учебные комментарии к Аристотелю. Сохранились три коммента­рия: к «Физике», «О душе» и «Второй Аналитике»; еще два (к «О небе» и 12-й кн. «Метафизики») дошли в еврейском переводе с арабского. Не со­хранились комментарии к «Категориям», «Первой Аналитике», «О возник­новении и уничтожении» и «Никомаховой этике», а также некие толкова­ния (ἐξηγητικοὶ πόνοι) текстов Платона, о которых упоминает Фотий (Bibl. Cod. 74, 52a19–20 Bekker), – однако, по мнению Вандерспоела (Vanderspoel 1989), Фотий принял за свидетельства о комментариях Ф. к Платону сведе­ния о формировании им научной библиотеки в Константинополе, основан­ной при Констанции, вероятно, по совету Ф.; в «комментарии Ф. к Платону» превратились комментарии к Платону, заказанные Ф. среди прочих рукопи­сей классических авторов (ср. Or. 4).

Фемистий-оратор. Из 34 сохранившихся речей Ф. часть представляет собой обращения и панегирики византийским императорам (Констанцию, Валенту, Валентиниану, Иовиану, Феодосию), другая затрагивает различные вопросы риторического искусства. В речах Ф. предстает как идеолог классиче­ской греческой традиции, боровшийся за упрочение ее ценностей в условиях укрепляющейся христианской империи. Наряду с сочинениями имп. Юлиана тексты Ф. можно рассматривать как редкий для неоплатонизма образец поли­тической теории (по большей части традиционной). Уникальна востребован­ность Ф. при дворе весьма различно настроенных государей: при арианине Констанции, язычнике Юлиане и православном Феодосии Ф. продолжал за­нимать высокие государственные должности и в своих речах к императорам наставлял их в гуманности (филантропии), братолюбии и милосердии.

Образовательная программа Ф. была основана на двух ключевых прин­ципах: 1) ценность греческой философии, особенно ее нравственной тео­рии, позволяющей каждому вести образ жизни, способствующий самооб­разованию; 2) правильное государственное устройство возможно лишь при условии классической образованности и добродетели как правителя («авто­кратора»), так и его подданных.

О царской власти и филант ропии. Ф. – идеолог просвещенной монархии. Царская власть и философия, по Ф., – два инструмента боже­ственного попечения о людях: «Сам бог ниспослал царскую власть и фи­лософию для заботы и исправления людей, одна наставляет добру, другая управляет». По Ф., монарх (βασιλεύς, αὐτοκράτωρ) сравним с богом, он из­бран богом и поэтому достоин именоваться «вскормленным и рожденным Зевсом»; империя есть подражание (мимесис) небесам; институт царской власти, в отличие от конкретного царя, божествен, царь – воплощенный за­кон (νόμος ἔμψυχος); достохвальна его гуманность и благая воля, что делает его противоположностью тирана; он рожден царем, его природа царствен­на; он сравним с солнцем и пастырем; он приводит к гармонии разные силы в государстве; его царственность заключена в добродетелях, а не во внешних знаках власти; его правосудие превосходит косную строгость писаных зако­нов. Царских добродетелей четыре: благоразумие, милость, правда и спра­ведливость; правитель должен быть философом; его должно отличать чело­веколюбие (φυλανθρωπία), одно из главных качеств государственного деятеля (ср. Or. 6, 76cd: «Кто любит брата – любит ближнего, кто любит ближнего – любит родину, кто любит родину – любит людей», – Ф. принимает основ­ные положения стоического учения о «сродности», οἰκείωσις, ср. соч. стоика Гиерокла «Как относиться к родственникам»). О филантропии как царской добродетели, а также в целом идеологическое обоснование царской власти, ср. «Панегирики» к Констанцию имп. Юлиана (филантропия – поистине наиболее подобающая государю добродетель), Дион Хрисостом «О царской власти», Псевдо-Аристид «О царской власти». Общей идеей этой литерату­ры, истоки которой восходят к сочинениям Исократа «Бусирис», Ксенофонта «Киропедия» и «Агесилай», платоновскому «Государству», является утвер­ждение первенства добродетели как истинной санкции на власть.

Ф. в отличие от двух других наиболее видных идеологов эллинизма своего времени – ритора Либания и имп. Юлиана, – не игнорировал хри­стианство и не боролся с ним, но старался показать, что эллинизм превос­ходит христианство своим культурным универсализмом и терпимостью; соответственно своим взглядам, он старался развивать свои идеи, избегая прямых конфликтов и нападок. Ф. был знаком с текстами как Ветхого, так и Нового завета (трижды цитирует Библию как «Ассирийское писание» для подтверждения традиционно эллинской идеи о царской власти – Or. 7, 89d2 Harduin; Or. 11, 147c1; Or. 19, 229а4). Язычество как таковое и христианство были для Ф. формами народных верований, далеких от истинной филосо­фии. В речи к имп. Валенту (Or. 7) Ф. выступал за веротерпимость, считал безумием требовать от всех людей против их воли одинаковых убеждений; по Ф., «есть нечто такое, к чему людей нельзя принудить никоим образом, если они того не хотят; бог ни у кого не похищает свободы пользоваться своим разумом».

В речи «О дружбе» (Or. 22) Ф. критикует традиционную систему гре­ческого воспитания, основанную на изучении Гомера, в поэмах которого воспевается гнев и вражда, а философии, которая учит благожелательности, в воспитании пренебрегают. Истинной основой воспитания должна стать не поэ зия, а философия.

Фемистий-комментатор. Хотя Ф. жил в эпоху доминирования неоп­латонизма, его сохранившиеся сочинения не несут отпечатка неоплатони­ческих идей, что весьма условно позволяет считать его «последним пери­патетиком» Античности (Вербеке, Прехтер, Блюменталь). Ф. известен как разработчик парафрастического жанра: поскольку вся комментаторская ра­бота, по его мнению, успешно завершена, задачей ученых должно стать со­ставление менее объемистых учебных парафраз (переложений) (см. Them. In An. Post. 1, 2–12). Парафразы Ф. к Аристотелю представляют собой близ­кие к оригиналу изложения источника с разъясняющей рубрикацией на гла­вы; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответ­ствующего аристотелевского текста; возможно, они были предназначены для устного чтения как циклы лекций (ср. In De an. 39, 23), и во всяком слу­чае – «ради серьезного обучения (παιδείαςἕνεκενἀκριβοῦς) и любви к ис­тине». Парафраза должна была, как и всякий комментарий, прежде всего разъяснить текст (σαφηνίσαι), неясность же сочинений Аристотеля была вызвана сжатостью его стиля (βραχυλογία) и не всегда последовательным изложением вопросов (In An. Post. 1, 18–19). Иногда у Аристотеля какие­то темы оказываются недостаточно раскрыты, поэтому Ф. стремится «одно раскрыть, другое упорядочить, третье лучше понять, а что-то и доработать» (In De an. 1, 2–10). Но по сравнению с классическим комментарием, также предназначенным для разъяснения неясного, парафраза была компактнее и удобнее в его педагогических целях (по замечанию Ф., ученикам коммен­тарии читать сложно, «потому что они слишком длинные», In An. Post. 1, 12). Аудиторию Ф., очевидно, составляли слушатели, не ставившие целью получение профессионального философского образования.

Помимо разъяснения и систематизации для текстов Ф. характерны не­большие историко-философские сопоставления (выходящие за рамки, обо­значенные у Аристотеля) и полемические замечания (против платоников, стоиков), в которых находят отражение некоторые дискутируемые в тра­диции проблемы. В своем наиболее известном комментарии к «О душе» Ф. предлагает собственную интерпретацию аристотелевской ноологии. В ча­стности, он отказывается от предложенного Александром Афродисийским отождествления актуального, или деятельного, ума-нуса (νοῦς ποιητικός) из 3-й кн. «О душе» с Перводвигателем «Физики» и Богом «Метафизики» на том основании, что бессмертный деятельный ум, по Аристотелю, на­ходится «в душе» (In De an. 102, 30–103, 19). Он выстраивает иерархию из трех умов – актуального, потенциального и пассивного, – от которых принципиально отграничен вечно деятельный Бог-абсолют (тождествен Богу из 12-й кн. «Метафизики»). Первый ум, актуальный, понимает­ся как сверх-индивидуальная ноэтическая реальность (называемая также ἡμεῖς, «мы», 100, 37–101, 1, и «сущность нашего Я», 100, 16–22). Второй ум, потенциальный (δυνάμει), выступает как «предтеча» (πρόδρομος) ак­туального и понимается как собственно человеческое мышление. Высшая часть человеческого сознания (Я) «есть ум, состоящий из ума потенци­ального и ума актуального», In De an. 100, 18–19; когда человек мыслит, актуальный ум присутствует в нас как луч света. Эти два ума, актуаль­ный и потенциальный, отграничены от третьего – пассивного (страда­тельного, παθητικός), который связан с функциями памяти, эмоций и дис­курса и, в отличие от первых двух, не отделим от тела и смертен (105, 13–34; 108, 28–34); этот ум Ф. называет также «общим» (κοινὸς νοῦς), ср. Аристотель, De an. I 4, 408b29, и подчеркивает, что мы после отделения души (и двух высших умов, связанных с ней) от тела не помним событий земной жизни.

Влияние. Ф. оказал несомненное влияние на позднеантичных коммен­таторов Аристотеля, особенно византийских, чья склонность к парафра­зам объяснима популярностью как экзегетики Ф. (ср. Sophon. In De an. 1, 20–21), так и его речей. Его толкования были хорошо известны на араб­ском Востоке: на рубеже 9–10 вв. парафраза Ф. был переведена на арабский Исхаком ибн Хунайном, широко использовался в комментарии к «О душе» Ибн Рушда (Аверроэса). На латинском Западе Ф. был известен благодаря латинскому переводу Вильяма из Мербеке и интересу к Аверроэсу со сто­роны Сигера Брабантского и Фомы Аквинского. См. также Аристотеля комментаторы.

Сочинения:

  • 1) Themistii Analyticorum Posteriorum paraphrasis. Ed. M. Wallies. Berlin, 1900 (CAG V, 1);
  • 2) In Physica paraphrasis. Ed. H. Schenkl. Berlin, 1900 (CAG V, 2);
  • Todd R.B. (tr., comm.). Themistius on Aristotle Physics 4. London; Ithaca, 2003 (ACA);
  • In De Caelo, lat. et hebr. Ed. S. Landauer. Berlin, 1902 (CAG V, 4);
  • 3) In De anima paraphrasis. Ed. R. Heinze. Berlin, 1899 (CAG V, 3);
  • Todd R.B. (tr., comm.). Themistius, On Aristotle On the Soul. London; Ithaca, 1996 (ACA);
  • Фемистий. Комментарий к «О душе» Аристотеля (II 1–2). Пер. и прим. М.А. Солоповой, – КОСМОС И ДУША, 2005, с. 430–442;
  • 4) In Metaphysica 12, lat. et. hebr. Ed. S. Landauer. Berlin, 1903 (CAG V 5);
  • Brague R. (trad.). Thémistius, Paraphrase de la «Métaphysique» d’ Aristote (livre Lambda). Trad. de l’hébreu et de l’arabe, introd., notes par R. B. Paris, 1999.
  • 5) Речи Ф.: Themistii orationes quae supersunt. Vol. 1–3. Ed. H. Schenkl, G. Downey. Leipzig, 1965–74;
  • The Private Orations of Themistius. Tr. with Introd. by R.J. Penella. Berk.; Los Ang., 2000;
  • Индекс к речам: In Themistii orationes index auctus. Accuravit A. Garzya. Napoli, 1989.

Литература:

  • Downey G. Education and Public Problems as Seen by Themistius, – Transactions of the American Philological Association 86, 1955, p. 291–307;
  • Downey G. Themistius and the Defense of Hellenism in the Fourth Century, – Harvard Theological Review 50, 4, 1957, p. 259–274;
  • Dagron G. L’empire romain d’orient au IVe siècle et les traditions politiques de l’Hellénisme. Le témoignage de Thémistios, – Travaux et Mémoires 3, 1968, p. 1–242;
  • Vanderspoel J. The «Themistius Collection» of Commentaries on Plato and Aristotle, – Phoenix 43, 2, 1989;
  • Schroeder F.M., Todd R.B. Two Greek Aristotelian Commentators on the Intellect: The De Intellectu Attributed to Alexander of Aphrodisias and Themistius’ Paraphrase of Aristotle De Anima, III 4–8. Toronto, 1990;
  • Blumenthal H. Themistius, the last Peripatetic commentator on Aristotle? – Aristotle Transformed: The Ancient Commentators and Their Influence. Ed. R. Sorabji. London, 1990, p. 113–123;
  • Ballériaux O. Thémistius et le Neoplatonisme: le νοῦς παθητικός et l’immortalitate de l’ame, – Revue de Philosophie Ancienne 12, 1994, p. 171–200;
  • Vanderspoel J. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. Ann Arbor, 1996.

М. А. СОЛОПОВА