Библиографическое описание:
Солопова М.А. ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 590-596.


ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ (Πλούταρχος ὁ Χαιρονεύς) (ок. 45, Херонея в Беотии – ок. 127 н. э., там же), греческий философ-платоник, политик, ис­торик, священнослужитель. Был слушателем платоника Аммония в Афинах в 66 н. э. (год посещения Афин имп. Нероном, – Plut. De E, 385b), вероят­но, П. тогда было 20 лет; в хронике Евсевия (apud Georg. Sync. 426, 22–23 Mosshammer) под 119 годом о нем говорится как о пожилом человеке; в том же году имп. Адриан назначил его на почетный пост прокуратора провинции Ахея. Всю свою жизнь П. деятельно участвовал в управлении родным горо­дом, имел звание архонта-эпонима; имп. Траяном был возведен в ранг кон­сула. С 50 лет пожизненно П. – жрец Аполлона в Дельфах. Дома в Херонее у него был постоянный философский кружок, посещаемый друзьями и уче­никами, – благодаря этому своеобразному филиалу Академии беотийская Херонея стала и одним из центров платонизма в 1 в. н. э.
Сочинения. Из обширного наследия П. сохранилось ок. 100 сочине­ний (приблительно треть; все написаны в поздний период, после 96 н. э.) Корпус сохранившихся текстов традиционно разделяется на две части – «Сравнительные жизнеописания» и «Моралии». Это деление восходит к из­данию П., осуществленному византийским монахом Максимом Планудом (1260–1310). Название «Моралии» условно – под этой рубрикой Максим собрал все, что не было биографиями: этические, философские, религиоз­но-мифологические и другие сочинения, посвященные широкому спектру вопросов (от политики, риторики и педагогики до изучения повадок живот­ных). В жанровом отношении в корпусе П. представлены диалоги, тракта­ты, толкования, школьные «вопросы». Все 79 сочинений, входящие в состав «Моралий», имеют сквозную пагинацию (по изданию Стефана 1572 года): первое – «О воспитании детей» (1А), последнее – «О музыке» (1131а). Для понимания философских взглядов П. важны: «Платоновские вопросы», «О возникновении души согласно «Тимею»», «Об Исиде и Осирисе», «О [бу­кве] E в Дельфах», «О дельфийском оракуле», «Об упадке оракулов», «О лике на Луне», «Можно ли научить добродетели?», «О нравственной добро­детели», «О спокойствии духа», «О демонии Сократа», ряд полемических трактатов: «О противоречиях у стоиков», «Об общих понятих: против стои­ков», «О том, что невозможно жить счастливо, если следовать Эпикуру», «Против Колота» и «Хорошо ли изречение “живи неприметно”?»; а также отдельные пассажи из «Застольных бесед» и примыкающего к ним «Пира семи мудрецов» (классический образец жанра «симпосия», продолжающий традиции соч. Платона и Ксенофонта). Среди утраченных сочинений П. (о которых известно из т. н. «каталога Ламприя») – едва ли не основные тек­сты, посвященные проблемам школьного платонизма: «О том, что, согласно Платону, у Вселенной было начало», «Где находятся идеи?», «Способ при­частности материи к идеям», «О материи», «О пятой сущности», «О бес­смертии души», «О чувствах», «О судьбе» (в 2-х книгах, сохранившийся одноименный трактат неаутентичен), «О том, что в нашей власти: против стоиков», «О единстве Академии со времен Платона», «О различии между пирронистами и академиками». Несомненно, эти тексты оказали сущест­венное влияние на последующую платоническую традицию.
Учение. П. – представитель Среднего платонизма (не противопостав­лявший, в отличие от Антиоха Аскалонского, платоников и скептиков-«ака­демиков»), для него главные школьные авторитеты – Платон и Ксенократ. В духе времени его платонизм вмещает элементы пифагореизма, аристоте­лизма и стоицизма. В логике П. принимал аристотелевскую силлогистику и учение о категориях, адаптировал отдельные элементы логики стоиков. Пифагорейские черты в учении П. (через влияние философии Ксенократа и Евдора Александрийского) усматриваются прежде всего в метафизиче­ском дуализме. Согласно П., есть два противоположных начала: «Монада» (Бог, истинно сущее) и «Диада», «подлежащее всего бесформенного и бес­порядочного» (De def. orac. 428f; De Isid. 369c). Космогония П. целиком основана на «Тимее», на истолковании текста которого строится вся пла­тоническая доктрина П. Сочинения «Платоновские вопросы» (Πλατωνικὰ
ζητήματα) и «О возникновении души согласно Тимею» (Περὶ τῆς ἐν τῷ
Τιμαίῳ ψυχογονίας) П. – одни из наиболее ранних сохранившихся образцов школьной платонической экзегезы. Первое из них представляет собрание из 10 небольших рассуждений с разъяснением отдельных выражений или избранных мест гл. обр. «Тимея», а также «Государства» и «Теэтета», напр.: почему он назвал всевышнего бога и «отцом» и «творцом» всех? (ср. Tim. 28c3–4); почему линия, представляющая деления мира, о которой говорит­ся в Resp. 509d6–511e5, разделена на 4 неравных отрезка? Почему, с одной стороны, говорится, что душа главнее тела и является причиной его воз­никновения (ср. Tim. 34b10–35a1; Legg. 896a5–c8), а с другой, что не рож­дается душа без тела (точных соответствий у Платона нет) и ум без души (Tim. 30b3–5, 46d5–6, Soph. 249a4–8), – получается тело и есть, и его нет, раз оно сосуществует с душой и возникает благодаря ей? и т. д. Для разъяс­нения П. выбирает то, что не понятно при первом чтении текста или то, что противоречит другим высказываниям Платона, так что его задача как ком­ментатора – разъяснить непонятное и показать отсутствие у Платона какой­либо несогласованности, исходя из представления о целостности и истин­ности платоновского учения, отсюда привлечение П. материала из разных диалогов. Отличительной особенностью учебных вопросов П. было то, что он предлагал слушателям обдумать и сопоставить несколько (как правило, два) вариантов интерпретации текста и выбрать затем наилучший.
«О возникновении души согласно Тимею» (адресовано П. своим сы­новьям) представляет тот же тип экзегезы (ср. тематически близкое Plat. qu. IV) и толкует фрагмент Tim. 35a1–36b5, причем внутри комментария П. вносит дополнительную рубрикацию согласно более мелким вопросам по тексту, так что в итоге получается то же собрание «вопросов», но тема­тически более однородное. Здесь П. кроме систематического и лексическо­го комментария прибегает к историко-философским экскурсам, приводя известные интерпретации (в частности, Крантора, первого комментатора «Тимея», и Евдора Александрийского). Оригинальна интерпретация П. той беспорядочной зыбкой субстанции, из которой демиург сотворил мир: это не материя (сама по себе не имеющая качеств, инертная и не ниче­му не противоположная), а некое соединение материи и неразумной злой души, которая является причиной ее беспорядочного движения; бог же со­творил душу, придав ей разум (логос). Согласно П., Платон имел в виду именно злую душу 1) в «Тимее» под «необходимостью» (Tim. 48a, 56c, 68e; в отличие от собственно «материи» из Tim. 50e) и 2) в «Законах» под душой, противоположной «благодетельной» душе (Nom. 896e6; ср. также Phileb. 24а и Polit. 273b). Самостоятельно существующая «злая душа» – не характерный для платонизма элемент (был отвергнут последующей тра­дицией, за исключением Аттика), и у П. объясним его симпатиями к вос­точным культам.
Достаточно оригинально также учение, развиваемое П. в трактате «О лике, видимом на диске Луны», о тройственной структуре человека: тело, душа, ум (см. De facie 943a); П. настаивает на четком разграничении ума и души, – таком же, какое имеет место при различении души и тела. С этим связано представление о «двоякой смерти»: первая смерть, отделение души от тела на Земле, вторая – отделение ума от души на Луне (943ab). В соч. «О демонии Сократа» мотив обособленности ума еще более уси­лен – об уме говорится как о «демонии», извне приданном человеческому телу. Развиваемая П. под несомненным влиянием Ксенократа демонология (исходные положения см. в соч. «Об упадке оракулов», 416c сл.: «Есть та­кие существа (φύσεις), обитающие в пограничной области между богами и людьми, подверженные страстям и изменчивые...») включала определе­ние божественного демона (δαίμων) как существующей между инкарнация­ми души, учение о благих и злых демонах и об отношении благих демонов и богов и пр. Особую тему составлял в рассуждениях П. вопрос о том, как демоны вещают через оракулы («Об упадке оракулов»).
Полемические произведения. Основные оппоненты платоника П. – стоики и эпикурейцы, которым П. возражал практически по всем пунктам учения, настаивая, что и те и другие философски несостоятельны, ибо не смогли выстроить логически стройную систему взглядов («противоре­чили сами себе»), вели жизнь, несогласную с их философией и не пред­ложили сколько-нибудь удовлетворительного учения о боге. Из 8 сочине­ний П. против стоиков поностью сохранились два: «О противоречиях у стоиков» и «Об общих понятих: против стоиков»; третье, известное под названием «О том, что стоики еще парадоксальней, чем поэты», представ­ляет краткий конспект утраченного текста. В первом из трактатов П. ули­чает стоиков, и прежде всего Хрисиппа, в несуразностях и противоречи­ях (находя их в различном порядке частей философии – физики, логики и этики; расхождении по вопросу о единстве или множестве добродете­лей; о том, есть ли у добродетели и порока большая и меньшая степень, о соотношении безразличного и предпочитаемого, и т. д.), и демонстриру­ет несогласие поступков стоиков с их собственными теориями (П. обра­щается к излюбленной теме о политической деятельности и находит, что стоики не любят занимться политикой, словно эпикурейцы, а если и за­нимаются, то не следуют своим принципам). Хотя изложение П. страдает непоследовательностью и риторическими передержками в аргументации, его сочинение остается важным доксографическим свидетельством о со­держании утраченных сочинений Хрисиппа и других стоиков. В другом сочинении, «Об общих понятиях» (написано в форме диалога «академика Диадумена» и его безымянного «товарища»), стержнем критического рас­смотрения стоической философии становится гносеологическая пробле­ма общих понятий (κοιναὶ ἔννοιαι); соответствующий стоический термин претерпевает у П. ряд переосмыслений в духе учения Аристотеля об «об­щепринятых положениях» (ἔνδοξα), в связи с чем у автора появляется воз­можность находить у стоиков все новые противоречия в этике, физике и теологии.
Против эпикурейцев П. написал ок. 10 сочинений (судя по заго­ловкам, известным по каталогу Ламприя), из них до нас дошли: «Против Колота», «О том, что даже приятная жизнь невозможна, если следовать Эпи куру» и «Хорошо ли изречение “живи неприметно”?». Первые два пред ставляют ответ П. на известное в свое время сочинение Колота «О том, что невозможно жить, если следовать учению других философов»; в нем П. с привлечением богатого историко-философского материала доказывает, что критика Колота логически противоречива и содержательно не справедлива, а некоторые философы, которых Колот критикует (напр., киренаики) и во­все разделяют одинаковые с эпикурейцами взгляды. Третье произведение представляет собой декламацию в духе второй софистики с опровержением известного тезиса Эпикура о преимуществе аполитичной, удаленной от об­щественной и публичной карьеры жизни. Трактуя афоризм λάθε βιώσας как призыв к бесславию и безвестности, автор 1) высмеивает Эпикура за несо­ответствие философского учения и образа жизни (ведь сам он не пожелал остаться в безвестности и провозгласил свой постулат), и 2) доказывает, что скрываться от общества вредно как для больных и порочных, так и для вы­дающихся своей добродетелью, в заключение приводя своих слушателей к уяснению соответствий: «свет – слава – разум – жизнь» и «тьма – бессла­вие – неразумие – безумие – смерть» (место для Эпикура П. отводит в по­следнем ряду).
Религиозно-философские взгляды. В диалоге «О букве Е в Дельфах» (как и в некоторых других произведениях, главным персонажем в нем изо­бражен учитель Плутарха Аммоний Александрийский) содержит аллегори­ческие толкования традиционных имен Аполлона и интерпретацию загадоч­ной буквы Ει (начертанной при входе в дельфийское святилище) как глагола «ты еси», – фраза, которой верующий должен приветствовать Аполлона как бога истинно существующего. Описывая природу бога, П. прибегает к язы­ку поэмы Парменида и «Парменида» Платона: «бог существует вне вре­мени, от века неподвижно, неизменно, ничего нет ни раньше него, ни поз­же него, ни будущего, ни минувшего, ни старше, ни моложе его, но будучи единым, он вечно наполнен одним настоящим, и только оно есть реально сущее (De E, 393а7–b2). В другом «дельфийском» диалоге, «Почему боже­ство медлит с воздаянием» (Περὶ τῶν ὑπὸ τοῦ θείου βραδέως τιμωρουμένων), рассматривается вопрос о божественном Промысле, справедливости и не­отвратимости наказания. В диалоге проводится мысль о том, что примеры безнаказанности некоторых преступлений («медлительность богов») или несчастья праведников отражают неосновательное понимание сложного вопроса. Боги постоянно наказывают и поощряют, но действие это развора­чивается как в истории, так и в вечности, в мире умопостигаемом, а послед­него мы не знаем. Бог, карая не немедленно, устанавливает истинные моти­вы преступления, избавляет от жестокости тех, кто жаждет отмщения, дает возможность сделать что-то хорошее за время оставшейся жизни и испы­тать муки совести, что уже является наказанием; бессмертная душа после смерти продолжает страдать, ведь если она не искупила вину и не была на­казана при жизни – она страдает вдвойне и втройне, кроме того, за нераска­явшихся страдают их потомки, и «наказание длится, пока страсти не будут искуплены страданием и болью» (565b6–7). О том, как именно страдают души после смерти, П. излагает в подробном «видении Феспесия» (гл. 22– 33) – притче, аналогичной «видению Эра» из «Государства» Платона (Resp. X); П. также использует аргумент о переселении душ (метемпсихозе), по­нимая внедрение их в неразумных животных как род наказания. В сочи­нении «Об Исиде и Осирисе» П. предлагает аллегорическую интерпрета­цию египетской мифологии с привлечением языка зороастрийской религии и своей версии демонологии (Тифон, Гиганты, Титаны трактуются как злые демоны).
Небольшой трактат П. «О суеверии» посвящен критике атеизма (ἀθεότης) и суеверия (δεισιδαιμονία) как двух отклонений от правильного отношения к богу и религиозным вопросам. Причину их появления П. видит в необ­разованности и невежестве, а разницу объясняет причинами психологиче­скими: атеистами становятся люди с душой упрямой и неподатливой, а суе­верными – наоборот, робкие и чувствительные (De superst. 1). Понимание П. суеверия как вида безбожия нетривиально и отлично, напр., от мнения Цицерона, который считал суеверие искаженной формой религиозности (Cic. Divin. II 148).
У П. были также сочинения, посвященные истории культ а и разъяс­нению некоторых старинных обычаев. В «Греческих вопросах» П. объясня­ет, «Почему вестнику запрещается входить в святилище героя Окридиона на Родосе» (27), «Почему жители Тенедоса не допускают флейтистов в храм Тена и почему в этом храме наложен запрет на имя Ахилла» (28), и т. д. Очевидно, интерес к подобным предметам объясним жреческими обязан­ностями самого П., ср. ряд вопросов из трактата «О букве Е в Дельфах»: почему воздвигают две статуи Мойры, хотя Мойр три; почему женщинам нельзя обращаться к оракулу и в чем смысл треножника и т. п., – которые «зовут наблюдать, слушать и рассуждать на эти темы».
Этико-политические взгляды. Аристотель как главный авторитет и стоики как главные оппоненты – отличительная черта этических работ П. Следуя Аристотелю, П. все же исходил из традиционного платониче­ского понимания цели жизни как «уподобления богу», достигаемому через упражнение в добродетели (преимущественно теоретической). В соч. «О нравственной добродетели» П. критикует стоиков за отрицание неразумной части души, в «Об общих понятиях» – за отрицание внешних и телесных благ и понимании их как «безразличных» для счастья. Стержнем этических воззрений П. были понятия «образованности» (παιδεία) и «гуманности» (φιλανθρωπία) – центральные также и для биографического цикла, допол­няющего теоретические трактаты по этике, по сравнению с нравственной добродетелью добродетель социальная, или гражданская (πολιτικὴ ἀρετή) – завершающая ступень.
Главной целью политической деятельности, по П., является нравстве­ное благо, и в этом он последователь аристотелевской линии в практической философии. Трактат «Наставления о государственных делах», по существу, является руководством для начинающего политика, в нем П. указывает, что решение заняться государственными делами должно проистекать из разум­ного выбора, а не из 1) тщеславия, 2) задора, 3) недостатка в иных заняти­ях или 4) в надежде на обогащение и наживу. Для успеха необходимо знать нрав сограждан, что «народ любит и чем его удобно увлечь». Когда заслу­женная слава и народное доверие дадут ему силы вести за собой других, тогда можно пытаться исполнить задачу политика: изменять общественные нравы к лучшему, «пересоздавать природу народа». Сам общественный или политический деятель должен вести нравственный образ жизни, и в част­ности, не позволять друзьям и близкому окружению влиять на него с целью нарушения закона (П. предостерегает: «права дружбы должны кончаться там, где вопрос стоит о законе, справедливости и государственной пользе, иначе беда будет большая и общая»). Эти положения у П. обильно иллюст­рированы примерами из истории.
Наибольшую славу П. принесли его т. н. «Сравнительные жизнеописа­ния» – «философско-психологические этюды на материале политической истории» (Аверинцев 1973, с. 257); каждый этюд состоит из трех частей: биографии греческого политика, биографии римского политика и заклю­чительного резюме – сравнения двух характеров. В частности, П. сопос­тавляет жизнеописания Солона и Публиколы, Перикла и Фабия Максима, Александра и Цезаря, Лисандра и Суллы, Агесилая и Помпея, Демосфена и Цицерона и мн. др. На богатейшем конкретном историческом материале П. демонстрирует, что стоит за отвлеченным понятием «моральный идеал» и насколько справедлив тезис о том, что рождение и жизнь человеку даны богом для славы и известности (De lat. viv. 1129f8).
Соч.: Plutarchi Moralia. Rec. C. Hubert. Lipsiae, 1938. Plutarch. Moralia. Ed. H. Cherniss et al. Vol. I–XV. Camb. (Mass.) (LCL); Plutarch’s De Iside et Osiride. Ed. with introd., tr. and comm. by J. G. Griffi ths. Camb., 1970; Рус. пер.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М., 1963–69. О происхождении мировой души согласно «Тимею» Платона (пер. с нем.), – Браш М. Классики философии. Т. 1. СПб., 1907, с. 378–422; Плутарх. Сочинения. Пер. С. Аверинцева, М. Ботвинника, Я. Боровского, Н. Брагинской, М. Гаспарова. М., 1983; Плутарх. Исида и Осирис. К., 1996 (переизд. пер. Об Исиде и Осирисе, О «Е» в Дельфах, О том, что пифия более не прорицает стихами; Почему божество медлит с воздаянием), О первичном холоде. Пер. И. Д. Рожанского, – Философия природы в Античности и в Средние века. Ч. I. М., 1998, с. 81–100; Застольные беседы. Отв. ред. Я. М. Боровский, М. Л. Гаспаров. Л., 1990; О любопытстве. Пер. Н. В. Брагинской, – Плутарх. Сравнительные жизнеописания, трактаты и диалоги. М., 1997; Хорошо ли из­речение «Живи неприметно»? Пер. Э. Юнца, – ВДИ 1998, 4.
Лит.: Einarson B., De Lacy P. The Manuscript Tradition of Plutarch Moralia 548a– 612b, – CPhil. 46, 2, 1951, p. 93–110; Einarson B., De Lacy P. The Manuscript Tradition of Plutarch Moralia 523с–547f, – CPhil. 53, 4, 1958, p. 217–233; Jones C. Towards a Chronology of Plutarch’s Works, – JRS 56, 1–2, 1966, p. 61–74; Babut D. Plutarque et le stoïcisme. P., 1969; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 19962; Brenk F. E. In Mist Apparelled: Religious Themes in Plutarch’s Moralia and Lives. Leiden, 1977; Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen Seelenlehre. Wiesb., 1983, S. 12– 61; Hershbell J. P. Plutarch’s De animae procreatione in Timaeo. An analysis of structure and content, – ANRW II, 36. 1, 1987, p. 235–247; Mossman J. (ed.). Plutarch and His Intellectual World. L., 1987; Aspetti dello stoicismo e dell’epicureismo in Plutarco. Atti del II convegno di studi su Plutarco, Ferrara 2–3 aprile 1987. A cura di I. Gallo. Ferrara, 1988; Swain S. Plutarch: Chance, Providence, and History, – AJP 110, 2, 1989, p. 272–302; Plutarco e le scienze. Atti del IV Convegno Plutarcheo..., Gen.; Bocca di Magra, 22–25 Aprile. A cura di I. Gallo. Genoa, 1992; Hershbell J. P. Plutarch and Stoicism, – ANRW II, 36, 5, 1992, p. 3336–3352; Idem. Plutarch and Epicureanism, – Ibid., p. 3353–3383; Estudios sobre Plutarco: Aspectos formales. Actas del IV Simposio espanol sobre Plutarco, Salamanca 26 a 28 de Maio de 1994. Madrid, 1996; Schoppe C. Plutarchs Interpretation der Ideenlehre Platons. Münst. 1994; Brenk F. E. Relighting the Souls: Studies in Plutarch, – Greek Literature, Religion, and Philosophy, and in the New Testament Background. Stuttg., 1998; Papers of the Fifth Congress of the International Plutarch Society. Ed. L. van der Stockt. Leuven, 2000; La biblioteca di Plutarco. Atti del IX Convegno plutarcheo (Pavia, 12–15 giugno 2002). A cura di I. Gallo. Nap., 2004; Hirsch- Luipold R. (hrsg.). Gott und Götter bei Plutarch. Götterbilder–Gottesbilder–Weltbilder. B., 2005; Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973; Егоров И. А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. Его учение о бытии, – Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982.

М. А. СОЛОПОВА