Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 500.


«НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (Στοιχείωσις θεολογική), «Первоосновы теологии», сочинение Прокла (5 в. н.э.), представляющее собой руководство по теорети­ческой философии, единственный в своем роде свод основных понятий и ме­тодов неоплатонизма. «Н. Т.», вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла, написанное после «Платоновской теологии». Этим объясняется тот факт, что Прокл нигде не ссылается на него, тогда как последующие платони­ки (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст «Н. Т.». Состоит из 211 па­раграфов, первые 112 из них (Inst. th. 1–112) посвящены категориям неопла­тонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое – многое, производящее – производимое, выступление – возвращение, самодовлею­щее – несамодовлеющее, самодвижное – движимое иным, вечность – вре­мя, целое – часть, предел – беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум – душа – тело), истекающего из сверхбытийного начала – единого (Inst. th. 20: «Выше всех тел – сущность души, выше всех душ – мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций – еди­ное»). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оп­позиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса) и души. «Н. Т.» не касаются проблем физики и этики.

«Н. Т.» повлияли на сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через них – на всю средневековую философию; разумеется, и Псевдо-Дионисий, и другие христианские авторы не принимали прокловской концепции ге­над-богов. Кроме того, в Средние века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах» – латинская компиляция, составленная на основе арабского переложения «Н. Т.». В 12 в. «Н. Т.» были переведены с греческого язы­ка на латинский Вильемом из Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквинский, хорошо знакомый и с «Книгой о причинах». Большое количе­ство рукописей «Н. Т.» относится к 15–16 вв. В знаменитых тезисах Пико делла Мирандолы 55 тезисов – заимствования из «Н. Т.». В 1587 Патрици делает новый латинский перевод «Н. Т.». 1-е изд. греческого текста «Н. Т.» Эмиля Портуса – в 1618; греч. издание Ф. Крейцера в 1822 и 1855.

Изд. текста и переводы:

  • Proclus. The Elements of Theology. A rev. Text with transl., introd. and comm. by E.R. Dodds. Oxford, 19632;
  • Elements de Theologie. Trad., intr. et notes par J. Trouillard. Paris, 1965;
  • Elementatio theologica, tr. Guillemo de Morbecca. Hrsg. v. H. Boese. Leuven, 1987;
  • Elements of theology. Transl. by Th. Taylor. London, 1999;
  • Прокл. Первоосновы теологии. Пер. и комм. А. Ф. Лосева. Тбилиси, 1972 (М., 1993).

Литература:

  • Lowry J.M.P. The logical principles of Proclus’ Στοιχείωσις θεολογική as systematic ground of the cosmos. Amsterdam, 1980;
  • Hataway R. The anatomy of the neoplatonists metaphysical Proof, – The structure of Being. A neoplatonic Approach. Ed. by R. Baine Harris. Norfolk, 1982, p. 122–136;
  • Boese H. Wilhelm von Moerbecke als Übersetzer der Stoicheiosis theologike des Proklos. Hdlb., 1985.

Ю. А. ШИЧАЛИН