Библиографическое описание:
Солопова М.А. АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 83-89.


АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (’Αλέξανδρος ὁ ’Αφροδισιεύς) (кон. 2 – нач. 3 в. н. э.), комментатор Аристотеля, глава Перипатетической школы в Афинах ок. 198–209. А. – первый в ряду античных комментаторов, на­следие которого сохранилось в достаточно представительной своей части, и последний, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля» (Moraux 1942, p. 16), без привлечения неоплатонического словаря. А. стал завер­шителем комментаторской традиции Перипата, положенной Андроником Родосским. Позднеантичные авторы, признавая авторитет А., часто ссыла­лись на него просто как на «комментатора», без упоминания имени, подоб­но тому как Аристотеля называли просто «философом».

Жизнь. Несмотря на популярность сочинений А., биографические сведения о нем крайне скудны и остаются на уровне гипотез. Был родом из г. Афродисия в Карии (Мал. Азия). Датировка жизни определяется с уче­том факта обращения к римским императорам-соправителям Септимию Северу и Антонину Каракалле (De fat. 164, 3 Bruns); А. в характерном для официальных посланий витиеватом стиле благодарит за оказанные милости и приглашает услышать о предмете, достойном их высочайшего внимания. Поскольку с 209 к двум императорам присоединился третий соправитель, Гета, то 209, определяющий датировку «О судьбе», задает и временные гра­ницы схолархата А. в целом. Признается наиболее вероятным, что А. пре­подавал в Афинах, где в 176 благодаря финансовой поддержке имп. Марка Аврелия были учреждены четыре государственные философские кафедры, в т. ч. перипатетическая. Подтверждение этой гипотезы обычно находят в том, что А. называет себя «преподавателем» (διδάσκαλος – De fat. 164, 15) и однажды упоминает о статуе Аристотеля в Афинах (In Met. 415, 29–31).

Учителями А. были перипатетики Гермин и Сосиген (Alex. In Meteor. 143, 13; Simpl. In De Cael. 430, 32). Одним из его наставников считается так­же Аристотель из Митилены на основании De an. mantissa 110, 4: «я вос­принял учение об “уме извне” (νοῦς θύραθεν) от Аристотеля и сохранил его» (о полемике сторонников мнения о том, что здесь имеется в виду Аристотель Стагирит, и тех, кто склоняется в пользу Аристотеля из Митилены, см.: Schroeder, Todd 1990, p. 22–31).

Сочинения. Корпус текстов А. был наиболее представительным по объему и проблематике собранием в истории школьного аристотелизма. Составляющие его произведения можно разделить на две большие группы: комментарии (ὑπομνήματα) и трактаты (συγγράμματα). Сохранилась лишь относительно небольшая часть сочинений А., о многих его текстах извест­но только по арабским переводам и пересказам.

В серии Commentaria in Aristotelem Graeca изданы сохранившиеся комментарии А. на «Метафизику» (подлинны комм. на кн. I–V; кн. VI–XIV, как принято полагать после Прехтера, принадлежат византийскому ком­ментатору 14 в. Михаилу Эфесскому; Л. Таран высказал мнение о принад­лежности этих книг школе неоплатоника Сириана), «Первую Аналитику» (кн. I), «Топику», «О чувственном восприятии», «Метеорологию»; ком­ментарий на «Об опровержении софистов» неаутентичен. Из утраченных комментариев по цитатам наиболее известны: на «Физику» и «О небе» (у Симпликия), а также на «О возникновении и уничтожении» и «О душе» (у Иоанна Филопона), имеются также свидетельства о существовании его комментариев на «Категории», «Об истолковании», «Вторую Аналитику», «О памяти». По-видимому, у А. не было полноценного комментария к «Никомаховой этике», толкования к отдельным местам из нее сохранились в приписываемых А. «Этических вопросах». Некоторые разделы филосо­фии Аристотеля (политику, риторику, поэтику, биологию) А., судя по имею­щимся свидетельствам, оставил без внимания.

Полностью сохранились и изданы в Supplementum Aristotelicum трак­таты «О судьбе», «О смешении и росте», «О душе» в 2-х кн. (аутентична только 1-я кн.). Сборники отдельных рассуждений «Физические вопросы и решения» в 3-х кн. и «Этические вопросы», вероятно, собраны по мате­риалам рукописей и лекций учениками А. Благодаря арабским источникам известно о ряде утраченных трактатов А., в т. ч. «О началах», «О промыс­ле», «Об отличительных признаках», «Против Галенова опровержения уче­ния Аристотеля о том, что все движущееся приводится в движение двигате­лем», «Против эпикурейца Зенобия», «О разногласиях между Аристотелем и его учениками» и др. О некоторых утраченных текстах А. нельзя опре­деленно сказать, соответствует ли название целой книге или фрагмен­ту произведения: «О времени», «О первой причине и движении космо­са», «Опровержение мнения Ксенократа о том, что вид первичнее рода», «Опровержение Галенова понимания возможного» и др.


УЧЕНИЕ. Александр-комментатор. А. расценивает комментаторскую деятельность как отличительную черту современного ему философствова­ния по сравнению с временами классики. В комм. на «Топику» он пишет, что во времена Аристотеля и Теофраста была более распространена диа- лектика как способ обсуждения философских вопросов, и тогда занятия (συνουσίαι) проводились «не по книгам, как сейчас (тогда еще и не было та­ких книг)» (In Top. 27, 13–14).

Комментарии А. относятся к типу построчных: комментатор цитиру­ет отдельные короткие фрагменты (леммы) источника и пишет к каждому фрагменту свое разъяснение. Так строка за строкой разбирается все про­изведение, соответственно, объем комментария во много раз превосходит объем оригинала. Подробных введений, характерных для структуры позд­них неоплатонических комментариев, у А. еще нет, однако и он начинает свой комментарий с обсуждения названия работы, ее цели и природы об­суждаемого предмета. Для выполнения основной экзегетической задачи А. зачастую привлекает другие тексты Аристотеля, исходя из представления об аристотелевском учении как едином целом, а также ссылается на мнения предшествующих исследователей и комментаторов. В случае необходимо­сти А. прибегает к подробному пересказу фрагмента. Иногда А. подробно комментирует только отдельные пассажи, пропуская другие или делая ко­роткие ремарки. Комментарий к 1-й книге «Метафизики» более чем напо­ловину посвящен разъяснению всего двух глав (Met. I 6; 9), в которых раз­бирается теория идей-чисел Платона.

Очевидно, аудитория А. была достаточно подготовлена к работе с ари­стотелевскими текстами, слушатели имели под рукой собственный эк­земпляр комментируемого произведения, а само комментирование пред­ставляло собой совместное чтение и исследование. Как часть собственно комментаторской работы А. рассматривает филологическую критику тек­ста, основанную на изучении разных рукописей. Так, обсуждая рукопис­ные разночтения «единое» и «единое и материя» в комм. к Met. I, 988a7–10, он отмечает: «Первое из чтений лучше; оно разъясняет, что идеи – причи­на сущности для прочих вещей, а для идей таково Единое. По сведениям Аспасия, это чтение более раннее, а исправлено оно было позднее Евдором и Евармостом» (In Met. 59, 4–8).

В комментариях А. часто встречаются экскурсы с изложением мнений других школ, упоминаемых у Аристотеля, – тогда А. подробнее излагает эти мнения, иногда добавляя от себя сведения из новой философии (в основ­ном стоической). Благодаря таким экскурсам сохранились сведения о ныне утраченных текстах – так, в ценнейшем комментарии А. на «Метафизику» (Met. I, 9) содержится уникальная информация об академических сочине­ниях Аристотеля «Об идеях» и «О философии». Комментарий на «Первую Аналитику» – основной источник сведений о некоторых расхождениях ме­жду Аристотелем и его ближайшими учениками Теофрастом и Евдемом (в т. ч. о модальности заключения при т. н. «смешанных» посылках сил­логизма). Из цитат у Симпликия известно, что в своем комментарии к «О небе» А. обстоятельно опровергал аргументы Ксенарха Селевкийского против аристотелевского учения об эфире.

А. по возможности избегает высказывать мнение, не согласующееся с ари­стотелевским, но иногда все же отступает от этого правила. Так, вопреки мне­нию Аристотеля о том, что Платону известны лишь две из четырех описанных Аристотелем причин, формальная и материальная, А. приводит примеры дей­ствующей и целевой причин в текстах Платона (In Met. 59, 28–60, 2).

Как отдельный тип учебного школьного текста, сочетающего черты и комментария, и трактата, можно рассматривать сборники «Вопросов и ре­шений» (ἀπορίαι καὶ λύσεις, лат. Quaestiones), где собственная точка зрения А. находит более развернутое выражение, чем в комментариях. В Quaestiones собраны короткие рассуждения и записи школьных занятий, отредактиро­ванные, вероятно, уже в позднейший период. Имеются три книги естест­веннонаучных вопросов и одна книга этических. Некоторые из фрагмен­тов представляют формулировку вопроса и ответ на него (напр.: Как можно систематически изложить, следуя Аристотелю, вопрос о первой причине? Почему рост происходит сообразно форме, а не форме и материи? Почему вода является водой благодаря холодному, а не влажному, ведь превращение из холодной в горячую ее не уничтожает, а из влажной в твердую уничтожает? и т. д.), другие содержат краткие комментарии к тому или иному фрагменту из разных аристотелевских сочинений (в основном из «Физики» и «О душе», но также «Метеорологии»), третьи отражают школьные дискуссии эллини­стической поры (О том, что Эпикур учит о цветах иначе, чем другие шко­лы, как свидетельствует академик Цензорин; О том, что, по Аристотелю, промысел существует не привходящим образом и т. д.). Вопрос о промысле (πρόνοια) – образец перипатетической разработки популярной в эллинисти­ческой философии темы в форме диалога: поскольку божеству не подобает заботиться о каждом по отдельности, промысел в подлунном мире реали­зуется посредством небесных тел, прежде всего солнца, ибо оно управляет сменой сезонов и сохраняет непрерывность возникновения и уничтожения и вечного воспроизведения видов на земле (Quaest. II, 21).

«Этические вопросы» – собрание фрагментов с обсуждением Арис то­телевой этики, записанных без видимой системы. Рассматриваются вопросы о благе, удовольствиях, добродетели и пороке, о промежуточном состоянии между справедливостью и несправедливостью и т. д. В сборник включены также небольшие комментарии к избранным местам из «Никомаховой эти­ки», в основном из третьей книги (о добровольных и «зависящих от нас» действиях).

Александр-полемист. Представляя в своих сочинениях аристотелев­скую точку зрения, А. затрагивает вопросы, которые либо не обсужда­лись Аристотелем, либо были затронуты им в незначительной степени. Основные оппоненты А. в трактатах – стоики, платоники и эпикурейцы, отдельное внимание А. уделяет полемике с Галеном. В трактате «О судь­бе» А. выступает в защиту свободы воли против стоического фатализма, в «О смешении и росте» критикует учение стоиков о всецелом смешении. В ходе полемики А. приводит богатую доксографию периода древней Стои, но как доксограф он не вполне надежен из-за адаптации стоической тер­минологии к перипатетической. Напр., в «О смешении» основная дискус­сия сконцентрирована вокруг приписанного стоикам тезиса «тело проходит сквозь тело»; между тем эта формулировка выработана предшествующей перипатетической доксографией и не имеет к стоикам прямого отношения. Несмотря на заявление о том, что всеобщее смешение (κρᾶσις δι̕ ὅλου) есть основа для понимания стоических учений о судьбе, промысле, симпатии, душе и т. д., А. нигде не принимает в расчет эту связь, критикуя все части учения по отдельности.

В трактате «О судьбе» (Περὶ εἱμαρμένης, лат. De fato) А. подробно изло­жил школьную перипатетическую позицию о соотношении судьбы, предо­пределения и свободы выбора. В структуре трактата можно выделить две неравные по объему части, догматическую и критическую: после вводной главы А. в последующих пяти (De fat. 2–6) излагает перипатетическое по­нимание судьбы, затем на протяжении остальных тридцати двух (7–38) по­лемизирует с детерминистической трактовкой судьбы, наиболее влиятель­ными сторонниками которой были стоики. Основной полемический раздел включает опровержение детерминизма через указание на его абсурдные по­следствия (7–21) и оспаривание аргументации в его поддержку (22–38).

Сам А. исходит из понимания судьбы как природы, т. е. организующей подлунный мир силы, действующей закономерно, но не необходимо, остав­ляя место случайности; судьба и природа, согласно А., – это одно и то же, бу­дучи «различны только по имени» (De fat. 6, 169, 18–19; 23 Bruns). Выступая с критикой детерминизма, А. исходит из доводов здравого смысла и «общих всем» понятий, опровергая детерминизм в т. ч. фактами случайных собы­тий. Поиск причинности, которая вывела бы индивидуума из сферы предо­пределения, приводит А. к утверждению о том, что наши поступки не пре­допределены, но небеспричинны, ибо мы сами и есть их причина (De fat. 15). А. настаивает, что в рамках детерминизма невозможно сохранить цен­ность человеческого выбора и свободного решения, практического знания, морального поведения. Выбор между судьбой и разумом А. понимает как ценностный выбор, определяющий смысл жизни: без «того, что в нашей власти», без свободного решения человеку нет смысла жить, ибо он пере­стает быть началом (191, 2); по его мнению, лучше поверить в то, что наши поступки не предопределены, даже если они предопределены, а не наобо­рот: напрасно верить в то, что они предопределены. В заключительной гла­ве трактата А. затрагивает теологические вопросы, связанные с возможно­стью предвидения (πρόγνωσις) и мантического искусства.

Трактат «О душе» состоит из 2-х книг, первая из которых близко следует ныне утраченному комментарию А. на «О душе» Аристотеля, по существу являясь парафразой Arist. De an. II. Изложение начинается с «физического» введения, где А. излагает основы учения о природных телах, касается их от­личия от искусственных, говорит о четырех первичных качествах и простых телах, из которых составлены сложные. Введение, разъясняя основополагаю­щее различение формы и материи, предоставляет материал для понимания аристотелевского определения души как неотделимой от тела формы, энте- лехии. А. исследует вопрос, одной или несколькими способностями обладает душа, и затем последовательно обсуждает ее функции: растительную, чув­ствующую и разумную, уделяя преимущественное внимание первым двум. Большая часть 1-й книги (De an. 32, 4–80, 15) посвящена способностям (и соответствующим им действиям) души «неразумной», ψυχὴ ἄλογος: трем способностям растительной души (растительной, питающей и породитель­ной) и трем чувственно воспринимающей (чувствующей, представляющей и стремящейся). В заключение обсуждается тема о душе и движении; исходя из того, что «всякая энтелехия неподвижна» (78, 25), А. вслед за Аристотелем говорит о стремлении и влечении как движущих силах души.

Учение об уме. В последней части 1-й книги «О душе» (80, 16 sq.) А. предлагает развернутую реконструкцию аристотелевского учения о душе разумной, широко используя все встречающиеся у Аристотеля в разных сочинениях термины для обозначения ума. Отличающая душу способ­ность суждения (κριτικὴ δύναμις) двояка: способность к составлению мне­ний (δοξαστική) и к научному исследованию (ἐπιστημονική), или же, соот­ветственно, ум практический и теоретический (81, 8–12). А. использует в качестве синонимов для двух названных умов термины «ум потенциаль­ный» (δυνάμει νοῦς) и «ум актуальный» (κατ̕ ἐνέργειαν νοῦς). Первый вро­жден и, в свою очередь, двояк: «ум материальный», или «природный», и «ум, возникающий через обучение и привычку», или «приобретенный». Материальный ум по отношению к эйдосам сравним даже не с чистой таб­личкой (об этом см.: Arist. De an. III, 429b31сл.), а с «отсутствием письмен на табличке» (Alex. De an. 84, 24). Материальный ум = «ум в нас» (ἐν ἡμῖν) = «ум потенциальный» (καθ̕ ἕξιν), этому несовершенному уму онтологи­ческой парой выступает ум актуальный, деятельный (ποιητικός), пришед­ший извне (θύραθεν); он есть «мыслящий эйдос» (τὸ εἶδος τὸ νοούμενον, 86, 14–16), ибо «актуальный предмет мышления тождествен актуальному уму, если только тождественны мыслимое и мыслящее» (88, 1–2).

Вторая книга трактата носит название «дополнительной» (Mantissa), собранные в ней фрагменты (посвященные учению о душе, об элементах, о качествах, о зрении, вопросам учения о добродетели, о том, что в нашей власти, о случайности, о судьбе) изначально не составляли единого целого. Из текстов, собранных в Mantissa, особенное значение и популярность по­лучил т. н. трактат «Об уме» (Περὶ νοῦ, De an. mantissa, p. 106–113 Bruns), где содержится троякая трактовка ума и дается толкование понятия дея­тельного ума из Arist. De an. III 5. Текст «Об уме» может быть разделен на три части: 1) 106, 19–110, 3: учение об уме излагается от первого лица; 2) 110, 4–112, 5: учение Аристотеля из Митилены, 3) 112, 5–113, 12: апо­рия о νοῦς θύραθεν (перемещается ли в пространстве, будучи бестелесным) и ее решение.

А. различает (следуя Arist. De an. II, 417a22–30): 1) ум материальный, или потенциальный (νοῦς ὑλικός, δυνάμει νοῦς), врожденный всем еще до того, как формируется мышление; 2) ум, способный мыслить (νοῦς ἐν ἕξει), или нами приобретенный (ἐπίκτητος) по мере взросления и укрепления способности к самостоятельному мышлению; 3) ум деятельный (ποιητικός), или актуаль­ный (ἐνεργείᾳ), или «приходящий извне (θύραθεν)» (термин из Arist. De gen. anim. II, 736b28), благодаря которому ум материальный становится способ­ным мыслить, а способный – мыслит в действительности: «Подобно тому как свет становится причиной того, что цвета из видимых в возможности становятся видными в действительности, точно так же этот третий ум дела­ет ум потенциальный и материальный умом в действительности, придавая ему способность мыслить (ἕξιν τὴν νοητικήν) (107, 31–34). В Mantissa «тре­тий ум» рассматривается как составная часть человека, в то время как в 1-й книге (De an. 80–92) актуальный ум отграничен от первых двух, связанных с человеческим мышлением.

Влияние. А. способствовал утверждению Аристотеля как активного участника философских дискуссий поздней Античности. Дальнейшая судь­ба сочинений А. связана в первую очередь с традицией комментирования Аристотеля в неоплатонизме и на арабском Востоке. Внимание к А. в нео­платонизме во многом обусловлено интересом к А. со стороны Плотина (А. как источник Плотина – тема специального интереса исследователей; исходное свидетельство для установления объема и характера влияния – Порфирий, «Жизнь Плотина», гл. 14, где говорится о том, что Плотин обра­щался к комментариям Александра Афродисийского в ходе своих занятий).

Благодаря переводам на арабский А. оказался самым значимым посред­ником между Аристотелем и его арабскими экзегетами (особ. Аверроэсом); наиболее популярен был текст De intellectu, составлявший фон для главных дискуссий в рамках средневековой ноэтики. В эпоху Возрождения интерес к А. был велик у представителей Падуанской школы; долгую историю имел спор между «александристами» (Помпонацци, Дзабарелла) и «аверроиста­ми» соответственно отрицавшими и признававшими бессмертие человече­ской души.

См. также Аристотеля комментаторы и Аристотелизм.

Сочинения

Комментарии

см. в cобрании Commentaria in Aristotelem Graeca (CAG), переводы на англ. – в серии Ancient Commentators on Aristotle (ACA). Ed. R. Sorabji:

  • Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis metaphysica. Ed. M. Hayduck, CAG I, 1891; Alexander of Aphrodisias. On Aristotle’s Metaphysics I–V. Tr. W. E. Dooley, A. Madigan (1989; 1992; 1993; 1994);
  • In Aristotelis analyticorum priorum librum I. Ed. M. Wallies, CAG II, 1, 1883; On Aristotle’s Prior Analytics I, 1–46. Tr. J. Barnes, S. Bobzien, J. Gould I, Mueller (1991, 1999, 2006, изд. в 5 кн.);
  • In Aristotelis topicorum libros octo. Ed. M. Wallies, CAG II, 2, 1891; On Aristotle’s Topics I. Tr. J. M. van Ophuijsen (2001);
  • In De Soph. Elenchis. Ed. M. Wallies, CAG II, 3, 1898;
  • In librum De sensu. Ed. P. Wendland, CAG III. 1, 1901; On Aristotle’s On Sense Perception. Tr. A. Towey (1999);
  • In Aristotelis meteorologicorum li­bros. Ed. M. Hayduck, CAG III, 2, 1899; On Aristotle’s Meteorology IV. Tr. E. Lewis (1995).

Трактаты

  • Alexandri Aphrodisiensis Praeter Commentaria Scripta Minora. Ed. I. Bruns. B., 1887–1892 (CAG, SA I: Quaestiones, De Fato, De Mixtione; SA II: De Anima liber cum Mantissa).

Переводы:

  • Alexander of Aphrodisias. On Fate. Text, transl., comm. by R. W. Sharples. L., 1983;
  • Thillet P. Alexandre d’ Aphrodise: Traité du Destin. P., 1984;
  • Todd R. B. Alexander of Aphrodisias on Stoic Physics: A Study of the «De mixtione» with Preliminary Essay (text, transl., comm.). Leiden, 1976;
  • Fotinis A. P. The De anima of Alexander of Aphrodisias. Wash., 1979;
  • Alessandro di Afrodisia. L’anima. Trad. P. Accattino, P. L. Donini. R.; Bari, 1996;
  • Alexander of Aphrodisias. Supplement to On the Soul. Tr. by R. W. Sharples. 2004;
  • Alexander of Aphrodisias. Quaestiones 1.2–2.15; 2.16–3.5. Tr. by R. W. Sharples. L.; Ithaca, 1992–1994;
  • Ethical Problems. Tr. by R. W. Sharples. L.; Ithaca, 1990;
  • Солопова М. А. Александр Афродисийский и его трак­тат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма (текст, перевод, комм.). М., 2002.
  • С арабского: Genequand C. Alexander of Aphrodisias: On the Cosmos. Leiden, 2001;
  • Rescher N., Marmura M. The Refutation by Alexander of Aphrodisias of Galen’s Treatise on the Theory of Motion. Islamabad, 1969;
  • Badawi A. La Transmission de la Philosophie Greque au Monde Arabe. P., 19872 (fr. tr. De Principiis, p. 94–99; 121–165).

Литература

  • Moraux P. Alexandre d’Aphrodise, Exegète de la Noetique d’Aristote. Liège; P., 1942;
  • Pines S. Omne quod movetur necesse est ab aliquo moveri: A Refutation of Galen by Alexander of Aphrodisias and the Theory of Motion, – Isis 52, 1, 1961, p. 21–54;
  • Donini P. L. Tre Studi sull’ Aristotelismo nel II secolo d. C. Tor., 1974;
  • Sharples R. W. Alexander of Aphrodisias, «On Time», – Phronesis 27, 1982, p. 58–81;
  • Idem. Alexander of Aphrodisias on Divine Providence: Two Problems, – CQ 32, 1, 1982, p. 198–211;
  • Tweedale M. M. Alexander of Aphrodisias’ Views on Universals, – Phronesis 29, 1984, p. 279–303;
  • Sharples R. W. Alexander of Aphrodisias: Scholasticism and Innovation, – ANRW II, 36, 1, 1987, p. 1176–1243 (1226–1243 библ.);
  • Madigan A. Alexander of Aphrodisias: The Book of Ethical Problems, – Ibid., p. 1260–1279;
  • Sharples R. W. The School of Alexander, – Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed: the Ancient Commentators and Their Infl uence. L., 1990, p. 83–111;
  • Schroeder F. M, Todd R. B. Two Greek Aristotelian Commentators on the Intellect: The «De intellectu» attributed to Alexander of Aphrodisias and Themistius’ Paraphrase of Aristotle’s «De anima» III 4–8. Tornt., 1990;
  • Gaskin R. Alexander’s Sea Battle: a discussion of Alexander of Aphrodisias «De fato» 10, – Phronesis 38, 1993, p. 75–94;
  • Ellis J. Alexander’s Defense of Aristotle’s Categories, – Ibid. 39, 1994, p. 69–89;
  • Hasnawi A. Alexandre d’ Aphrodise vs. Jean Philopon: notes sur quelques traités d’ Alexandre «perdus» en grec, conservés en arabe, – AScPh 4, 1994, p. 53–109;
  • Flannery K. L. Ways into the Logic of Alexander of Aphrodisias. Leiden, 1995;
  • Bodnar I. Alexander of Aphrodisias on Celestial Motions, – Phronesis 42, 1997, p. 190–205;
  • Opsomer J., Sharples R. Alexander of Aphrodisias, «De intellectu» 110.4: «I heard this from Aristotle». A Modest Proposal, – CQ 50, 2000, p. 252–256;
  • Moraux P. et al. Der Aristotelismus bei den Griechen. Bd. III. Alexander von Aphrodisias. Ed. J. Wiesner. B.; N. Y., 2001;
  • Bonelli M. Alessandro di Afrodisia e la metafi sica come scienza dimostrativa. Nap., 2001.

М. А. СОЛОПОВА