Библиографическое описание:
Солопова М.А. ЛУКИАН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 454-456.


ЛУКИАН (Λουκιανός) из Самосаты в Сирии (ок. 120–180 н. э.), антич­ный ритор, писатель, сатирик. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов (напр., Аристофана), Л. сделал философов и их рассуждения главным предметом своих сочинений. Важным предше­ственником и образцом для Л. был Менипп, изобретатель жанра «мениппо­вой сатиры».

Родился в северной Сирии в г. Самосата, где родным языком большин­ства населения был арамейский. Об основных событиях его жизни мы мо­жем судить почти исключительно по текстам его сочинений. По происхо­ждению Л. не был греком, не был из богатой семьи, но все же получил хорошее греческое образование (ср. Luc. Bis accus. 12; 25–34, ср. тж. Somn. 11; 18), по-видимому, в Смирне или Эфесе, двух культурных центрах тог­дашней Ионии. В возрасте примерно 22 лет он был выучен на «софиста» и согласно полученным навыкам начал путешествовать по разным концам империи (упоминаются Македония, Греция, Галлия, Рим и пр.), где высту­пал с декламациями и речами и зарабатывал этим на жизнь. Сочинять и за­писывать литературные диалоги начал в возрасте примерно 40 лет, когда разочаровался в прежних занятиях судебным и показательным красноре­чием и обратился к философии (ср.: Herm. 13; Bis accus. 32; Nigr.). В позд­ний период (161–180) Л., предположительно, постоянно живет в Афинах. Общественный статус литератора Л. был весьма высок, о чем говорят такие факты: в 166 он находился в резиденции императора-соправителя Луция Вера, командующего войсками римлян в войне с парфянами, он адресует свои сочинения известным философам – платоникам Кронию и Сабину, эпикурейцу Цельсу («Александр, или Лжепророк»), ему покровительствует наместник Каппадокии. В 180 в правление имп. Коммода Л. занял долж­ность в администрации префекта Египта.

Сочинения. Сохранилось почти все написанное Л., в рукописях ему приписывают всего 85 произведений, однако для небольшой части из них атрибуция Л. сомнительна. Среди сочинений Л. преобладают диалоги (как платонические, так и кинические (менипповы)) – 36 из 73; есть также са­тирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки. Его тексты для истории философии интересны как свидетельства о некоторых попу­лярных в его время философах (киниках Демонакте, Перегрине, «лжепро­роке» Александре из Абонотиха), а также как документы, фиксирующие особенности рецепции классической философской традиции в культурном пространстве Римской империи (ср. «Пир», пародия на классический жанр симпосия; «Распродажа жизней», своеобразный учебник-сатира по истории философии: у Зевса на Олимпе не хватает денег, и он выводит из Аида от­цов греческой философии на рынок, где те сами отвечают покупателям, ка­кая может быть польза от следования их учениям; «О выборе философии»; «Разговоры в царстве мертвых»; «Вновь ожившие, или Рыболов». Сюжет популярного «Икаромениппа» составляет полет Мениппа на небо к Зевсу, которому он рассказывает об ученом богословии, за что Зевс в гневе грозит­ся погубить всех философов. Более всего Л. симпатизировал киникам, ос­тальных же философов клеймил за то, что они любят не философию, а из­вестность, доставляемую ею. Другая излюбленная тема Л. – сатирическая критика религии («Разговоры богов», «Собрание богов», «Прометей», «Об астрологии», «О сирийской богине»).

Произведения Л. были популярны в Античности преимущественно сре­ди авторов, причастных второй софистике, представителем которой был он сам. Соч. Л. были известны Галену, современнику Л., который бранил его за передергиванья в обсуждении наследия Гераклита и литературный подлог; их читал Афиней, им подражал софист Алкифрон и другие софис­ты, создавшие тексты, вошедшие в позднейшие византийские рукописи как произведения Л. По замечанию Евнапия из Сард, автора «Жизнеописаний софистов», Л. «был серьезен в своем смехе». Позднее Л. был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированно­го критика; он стал одним из тех авторов, благодаря которым Европа узнала об античных киниках и скептиках.

Сочинения

  • Luciani Opera. Recensuit brevique adnotatione critica instruxit M. D. Macleod. T. 1–4, Oxf., 1972–1987;
  • Lucian. Greek text with engl. transl. Edd. A. M. Harmon, K. Kilburn, M. D. Macleod. Vol. 1–8. Camb. (Mass.), 1960–1972;
  • Лукиан. Собрание сочинений в 2-х т. Под ред. и с комм. Б. . Богаевского. М.; Л., 1935;
  • Лукиан Самосатский. Сочинения. Под общ. ред. А. . Зайцева. Т. 1–2. СПб., 2001.

Литература

  • Helm R. Lucian und die Philosophenschulen, – NJKAlt 5, 1902, S. 188–213; 263–278; 351–369;
  • Robinson C. Lucian and his influence in Europe. L., 1979;
  • Jones C.P. Culture and Society in Lucian. Camb. (Mass), 1986;
  • Goulet-Cazé M.-O. Le cynisme a l’époque impériale, – ANRW II, 36, 4, 1990, p. 2720–2833;
  • Clay D. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis), – Ibid., 36, 5, 1992, p. 3406–3450;
  • Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians «Hermotimos», – Ibid., S. 3451–3482;
  • Anderson G. Lucian: tradition versus reality, – Ibid., 34, 2, 1994, S. 1422–1447;
  • Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organisé au Centre d’études romaines et gal lo-romaines les 30 sept.–1 oct. 1993. Éd. par A. Billaut. Textes rassemblés avec la coll. d’ A. Buisson. Lyon; P., 1994;
  • Зайцев А.И. Лукиан из Самосаты – древнегреческий интеллигент эпохи упадка, – Лукиан Самосатский. Сочинения в 2-х т. Т. 1, 2001, с. 1–16.

Библиография

  • Macleod M.D., Baldwin B. Lucianic studies since 1930, – ANRW II, 34, 2, 1994, p. 1362–1421;

М. А. СОЛОПОВА