Библиографическое описание:
Серегин А.В. «ГОРГИЙ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 283-286.


«ГОРГИЙ» (Γοργίας ἢ περὶ ῥητορικῆς, подзаголовок: «О риторике»), диалог Платона, посвященный определению риторического искусства, но рассмат­ривающий также проблемы этики и политической теории. Написан в пря­мой драматической форме без рамочного повествования. Персонажи «Г.»: Сократ, его ученик Херефонт, риторы Горгий из Леонтин, Пол из Акраганта и принимающий их в Афинах Калликл (возможно, вымышленное лицо). Время действия диалога («драматическую дату») нельзя определить точ­но из-за ряда анахронизмов (ср. Gorg. 503с – недавняя смерть Перикла (429); 470d – недавний приход к власти македонского царя Архелая (413); 473e – «прошлогодний» суд, по-видимому, над полководцами после битвы при Аргинусах (406) и т. п.). Дату написания диалога «Г.» обычно отно­сят к 390–385, т. е. примерно времени I-й Сицилийской поездки Платона (ок. 387): к этому периоду Epist. VII, 326a приурочивает зарождение кон­цепции философов-правителей, первый намек на которую находят в Gorg. 521d, а упоминание пифагорейских доктрин (493a–c, 508a) и поваренной книги сицилийца Митека (518b) могут отражать сицилийские впечатления Платона. Возможно, «Г.» непосредственно предшествует «Менексену» (не ранее 386) и полемически перекликается с антисократическим памфлетом Поликрата «Осуждение Сократа» и рядом сочинений Исократа 390х–380х. С точки зрения гипотетического деления платоновских диалогов на ран­ние, средние и поздние, «Г.», как правило, относят к концу раннего перио­да: в отличие от типичных ранних диалогов, где Сократ декларирует незна­ние, в «Г.» он, хоть и с оговорками, претендует на утверждение позитивной истины (473b; 487е; 508e–509а); с другой стороны, здесь лишь намечены темы знания и мнения (или «веры», ср. 454с–455а), различных частей души (493ab) и др., подробнее развитые в средних диалогах.

Композицию диалога условно делят на три части, соответствующие беседам Сократа с Горгием (449c–461b), Полом (461b–481b) и Калликлом (482c–527e).

1) Беседа Сократа с Горгием. После вступления (447a–448e) Сократ ставит вопрос о сущности риторики (449c). Горгий определяет ее как зна­ние, касающееся речей (449d), направленных на убеждение других людей (452e), но Сократ демонстрирует, что это определение применимо ко мно­гим искусствам, и Горгий указывает специфический предмет риторическо­го убеждения – справедливое и несправедливое (454b). Хотя риторика дает слушателям не знание, а только «веру без знания» (454с–455а), да и сам ри­тор не должен знать предмет, о котором говорит (456bc), он все же облада­ет знанием справедливого и несправедливого и может ему обучить (460а), но не отвечает за тех, кто использует это знание вопреки справедливости (457bс). Сократ усматривает противоречие в том, что знающий справедли­вость может сам поступать несправедливо (460bc; 461а), в чем сказывается сократическое представление о тождестве знания и добродетели.

2) Беседа Сократа с Полом. Пол отрицает, что ритор должен обладать зна­нием справедливости и несправедливости (461b), и предлагает Сократу само­му дать определение риторики (462b). Для Сократа риторика – разновидность вовсе не «искусства» (τέχνη), а «угодничества» (κολακεία). Первое прекрас­но, направлено на благо души (судопроизводство и законодательство) и тела (врачевание и гимнастика) и имеет разумное основание, а второе постыдно, направлено на удовольствие души (риторика и софистика) и тела (кулинария и украшение тела) и не обосновано разумом (462b–466a). Однако, согласно Полу, риторы обладают большим могуществом в полисах, т. е. могут убивать, изгонять, отнимать имущество и т. п. (466bc), а могущество – благо (466b). Сократ показывает, что возможность совершать насилие не есть могущество и не благо в том случае, когда подобные действия, избираемые как средство для достижения некоего блага (цели), оборачиваются для совершающего на­силие злом (467с–468е). По мнению Сократа, только справедливые поступки приводят к благу для совершающего их, а несправедливые ко злу (470bc), по­этому (1) «хуже творить несправедливость, чем ее терпеть» и (2) «оставаться безнаказанным, чем нести наказание» (474b2–5; ср. 469bc, 472е).

Пол считает, что хуже терпеть несправедливость, чем совершать ее (474с5–6), соглашаясь, что постыднее творить несправедливость, чем терпеть (474с7–8), а постыдное – это то, что приносит зло или страдание (475а4–5). Но совершение несправедливости не приносит самому действующему не­справедливо больше страдания, чем его жертве. Значит, оно может быть по­стыднее только потому, что приносит ему больше зла, т. е. хуже для него, чем претерпевание несправедливости, а это и есть тезис (1) (475a–c).

Для доказательства (2) Сократ утверждает, что свойства любого пре­терпевания аналогичны свойствам соответствующего действия (476d3–4) и, следовательно, претерпевание справедливого наказания справедливо, а по­тому есть благо для совершившего несправедливость (476e–477а), ибо все справедливое прекрасно (476b1–3), прекрасное же приносит либо удоволь­ствие (что в данном случае невозможно), либо благо (475а2–4). Это благо состоит в том, что справедливое наказание нравственно исправляет совер­шившего несправедливость (477а), в связи с чем Сократ уподобляет право­судие медицине (477e–479c).

3) Беседа Сократа с Калликлом. Калликл отрицает, что творить несправедливость постыднее, чем терпеть (482d), и, противопоставляя при­роду (φύσις) и обычай (νόμος), утверждает, что по природе справедливо гос­подство сильного над слабым (483d), а справедливость как равенство – это норма, введенная большинством слабых в своих интересах (483bc; 492а). На возражение Сократа о том, что большинство сильнее отдельных силь­ных индивидов и потому решение большинства должно быть справедли­во по природе (488d–489а), Калликл уточняет, что под «сильными» имеют­ся в виду наиболее разумные и мужественные (489е; 491а–c) в исполнении любых своих желаний, удовольствие от удовлетворения которых и есть сча­стье (491е–492c; 494с).

Против гедонизма Калликла Сократ выдвигает два аргумента: 1) бла­го нетождественно удовольствию, а зло – страданию, поскольку претерпе­вать зло и благо одновременно в одном и том же отношении нельзя, а стра­дание и удовольствие – можно (напр., жажду и ее удовлетворение), поэтому и счастливая (= благая) жизнь не равна жизни приятной (495е–497а); 2) Признание Калликлом мужественных и разумных людей «хорошими» (ср. 489е; 491а–c) несовместимо с отождествлением удовольствия и блага или страдания и зла, ведь «хорошие» люди таковы в силу наличия у них благ, а удовольствие и страдание в одинаковой мере присутствуют в жизни как му­жественных и разумных, так и трусливых и неразумных людей (497е–499a). Антигедонистическая теория блага самого Сократа такова: сущность блага не в удовольствии, а в «порядке» (κόσμος), присущем структуре всякого су­щего, в т. ч. – тела и души, и совпадающем с его «добродетелью» (ἀρετή) (504b–d; 506c–e). Удовольствие является хорошим, если способствует тако­му благу, и дурным, если препятствует ему (499d–500a). Подлинная ритори­ка и подлинная политическая деятельность также должны быть направле­ны на достижение этого блага (500b–503a; 508b–522e). На этом основании Сократ критикует афинских политиков той эпохи (515c–517c). «Г.» закан­чивается мифом о загробном воздаянии (523а–527c), вновь утверждающим исправительную концепцию наказания (525b-c), и увещевательной речью к Калликлу (527de).

Известная проблема заключается в соотношении «Г.» с «Протагором», где Сократ сам формулирует теорию гедонистического типа. Поскольку она не опровергается его аргументами против Калликла, ряд исследовате­лей предлагает гедонистическую трактовку позиции Сократа и в «Г.» (ср. Gosling-Taylor 1982, Rudebusch 1999). С т. зр. хронологии большинство уче­ных считает, что «Протагор» написан раньше «Г.» (против – Kahn 1988).

  • Рус. пер.: В. Н. Карпова (1863), С. П. Маркиша (1968).

Издания:

  • Dodds E.R. Plato: Gorgias. A Revised Text with Introduction and Commentary. Oxford, 1959; Пер.: Irwin T. Plato: Gorgias. Translated with Notes. Oxford, 1979;
  • Zeyl D.J. Plato: Gorgias, transl. with Introd. and Notes. Indianapolis, 1987;
  • Waterfield R. Plato: Gorgias. Transl. with Introd. and Notes. Oxford, 1994;
  • Платон. Горгий. Пер. С.П. Маркиша, – Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994, c. 477–574.

Литература:

  • Vlastos G. Was Polus refuted? – AJP 88, 1967, 4, p. 454–460;
  • Irwin T. Plato’s Moral Theory. The Early and Middle Dialogues. Oxford, 1977, p. 115–131;
  • Irwin T. Plato’s Ethics. New York; Oxford, 1995, p. 95–126;
  • Santas G.X. Socrates. Philosophy in Plato’s Early Dialogues. London; Boston, 1979, p. 218–303;
  • Gosling J.C.B., Taylor C.C.W. The Greeks on Pleasure. Oxford, 1982, p. 69–82;
  • Kahn Ch.H. Drama and Dialectic in Plato’s Gorgias, – OSAPh 1, 1983, p. 75–121;
  • Kahn Ch.H. On the Relative Date of the Gorgias and Protagoras, – OSAPh 6, 1988, p. 69–102;
  • McTighe K. Socrates on Desire for the Good and the Involuntariness of Wrongdoing: Gorgias 466a–468e, – Phronesis 29, 3, 1984, p. 193–236;
  • McKim R. Shame and Truth in Plato’s Gorgias, – Platonic Writings, Platonic Readings. Ed. by Ch.L. Griswold, Jr. New York; London, 1988, p. 34–48;
  • Cooper J.M. Reason and Emotion. Princeton, 1998, p. 29–75;
  • Rudebusch G. Socrates, Pleasure and Value. New York; Oxford, 1999, p. 18–63;
  • Woolf R. Callicles and Socrates: psychic (dis) harmony in the Gorgias, – OSAPh 18, 2000, p. 1–40;
  • Fussi A. The Myth of Last Judgment in the Gorgias, – RhM 54, 3, 2001, p. 529–552;
  • Stauffer D. The Unity of Plato’s Gorgias: Rhetoric, Justice, and the Philosophic Life. Cambridge, 2006;
  • Gorgias – Menon. Selected Papers from the Seventh Symposium Platonicum. Ed. by M. Erler, L. Brisson. Sankt Augustin, 2007.

А. В. СЕРЕГИН