АММОНИЙ САККАС (̕Αμμώνιος Σακκᾶς) (ум. после 242 н. э.), философ-платоник, учитель Плотина. По происхождению, возможно, египтянин («Аммоний» – одно из самых распространенных имен в Египте). Нельзя определенно сказать, откуда берет начало традиция, приписывающая А. прозвище Саккас, т. е. «мешочник» (Аммиан Марцеллин: Saccas Ammonius, Plotini magister; Феодорит, Суда: Σακκᾶς; Зонара: Σάκκας). По предположению Goulet 1989, Феодорит, сообщающий, что А. жил при имп. Коммоде, т. е. между 180 и 192 (Graec. off. cur. VI, 60, 9–61, 1) спутал жившего при имп. Коммоде мученика Аполлония Саккеаса (Σακκέας) с А., учителем Оригена и Плотина (как замечает сам Гуле, «эта гипотеза, разумеется, не может быть подтверждена»).
Согласно свидетельству Порфирия, Плотин после долгих поисков преподавателя философии обрел наставника в А. Александрийском (V. Plot. 3, 13: «вот кого я искал»). Возможно, не без влияния А. Плотин отправился на Восток за мудростью персов и индийцев (Ibid., 13–17). Обосновавшись в Риме, Плотин долгое время ничего не писал, а свои устные занятия вел на основе уроков А. (3, 33–34). Согласно тому же источнику, в одно время с Плотином у А. учились Геренний и Ориген-платоник, причем все трое уговорились не разглашать учение А. (3, 24–30). Учениками А. были также афинский платоник Лонгин (20, 36–39) и Олимпий (10, 1–6). Об учении А., который не оставил письменных сочинений, можно строить лишь догадки. В научной литературе предпринимались попытки реконструировать учение А. и выявить в нем элементы среднеплатонической доктрины и пифагореизма, которые в целом нельзя признать успешными.
В. Тайлер, исходя из того, что Ориген-христианин, автор «О началах», был учеником А., пытается показать, что этому последнему платонизм был знаком только в среднеплатоническом варианте, откуда он делал вывод о том, что А., учитель Оригена, был средним платоником. Анализ В. Тайлера был подвергнут критике Х.-Р. Швицером (см. библ.).
Известна выдержка из сочинения Порфирия «Против христиан» у Евсевия (fr. 39.1–46 Harnack = Eus. Hist. Eccl. VI 19, 2 слл.) в разделе, посвященном апологии Оригена-христианина. Евсевий хочет показать, что Ориген пользовался уважением среди современных ему философов, причем даже такой враг христиан, как Порфирий (который жил на Сицилии в одно время с Евсевием), отмечал его аскетический образ жизни и ученость. Согласно этому тексту, А. был воспитан в христианской семье, но войдя в разум и приобщившись философии, тотчас стал жить «согласно законам», т. е. как язычник. Порфирий или, скорее, передающий его Евсевий явно путают двух Оригенов, и как соотнести данные сведения с А., учителем Плотина, сказать трудно.
Х. Дерри (1955) на основе анализа некоторых пассажей Плотина ярко, но совершенно неубедительно проводит мысль о том, что А. был пифагорейцем. К сожалению, необходимо признать, что у нас нет решительно никаких оснований восстановить учение А.
Литература
Ю. А. ШИЧАЛИН