Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ПАЙДЕЙЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 538-539.


ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία – формирование ребенка, образование, воспитан­ность, культура, лат. humanitas – вселенская образованность как существо человека) – универсальная образованность; у Исократа и Платона – синоним философии, в европейской традиции – условие возможности философии.
Понятие пайдейи возникло в греческой софистике 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было раз­работано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагаю­щая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного го­сударственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федону», душа уносит с собой на тот свет только воспитание-пайдейю (Phaed. 107d3). Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (Pol. 1263b37), т. е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (b40). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого дер­жится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная про­слойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитание­пайдейя в системе этико-политических взглядов Аристотеля – условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая – как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию.
Через усвоение соответствующего термина благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками понятие пайдейи было воспринято эллинизирован­ным иудейством (многочисленные тексты Филона Александрийского), и в дальнейшем ранним христианством (напр., «Послание к евреям» 12:5, 3; см. также многочисленные тексты Иустина Философа, Климента Римского, Климента Александрийского, Оригена Александрийского, Евсевия Кеса­рий ского) и патристикой (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский и др.).
В 19–20 вв. понятия пайдейи возрождается в немецкой классической философии (Гегель), неогуманизме (В. Йегер, А.-И. Марру) и герменевтике (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер).
Лит.: Jaeger W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen. Bd. 1–3. B., 1954– 19552 (рус. пер. Bd. 1–2: Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека. М., 1997– 2001; Marrou H.-I. Histoire de l’éducation dans l’antiquité. P., 19656 (рус. пер.: Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998).

Ю. А. ШИЧАЛИН