ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία – формирование ребенка, образование, воспитанность, культура, лат. humanitas
– вселенская образованность как существо человека) – универсальная образованность; у Исократа и Платона – синоним философии, в европейской традиции – условие возможности философии.
Понятие пайдейи возникло в греческой
софистике 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федону», душа уносит с собой на тот свет только воспитание-пайдейю (Phaed. 107d3). Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (Pol. 1263b37), т. е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (b40). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная прослойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитаниепайдейя в системе этико-политических взглядов Аристотеля – условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая – как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию.
Через усвоение соответствующего термина благодаря переводу Библии т. н.
70 толковниками понятие пайдейи было воспринято эллинизированным иудейством (многочисленные тексты Филона Александрийского), и в дальнейшем ранним христианством (напр.,
«Послание к евреям» 12:5, 3; см. также многочисленные тексты Иустина Философа, Климента Римского, Климента Александрийского, Оригена Александрийского, Евсевия Кесарий ского) и патристикой (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский и др.).
В 19–20 вв. понятия пайдейи возрождается в немецкой классической философии (Гегель), неогуманизме (В. Йегер, А.-И. Марру) и герменевтике (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер).
Лит.:
Jaeger W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen. Bd. 1–3. B., 1954– 1955
2 (рус. пер. Bd. 1–2:
Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека. М., 1997– 2001;
Marrou H.-I. Histoire de l’éducation dans l’antiquité. P., 1965
6 (рус. пер.:
Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998).
Ю. А. ШИЧАЛИН