Библиографическое описание:
Месяц С.В. АНАТОЛИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 123-125.


АНАТОЛИЙ Ανατόλιος) (3 в. н.э.), философ-платоник пифагорейской ориентации, «считавшийся вторым после Порфирия» (Eunap. V. Soph. V, 1, 2), учитель Ямвлиха. Начиная с Целлера принято отождествлять этого А. с автором сочинения «О декаде и числах внутри нее», а также с товарищем и соучеником Порфирия, которому тот во время пребывания в Афинах (ок. 250) посвятил свои «Гомеровские вопросы» (ZELLER III. 2, S. 678).

По предположению ряда исследователей (Grant 1971, p. 141–142; Dillon 1987, p. 867), Анатолий, учитель Ямвлиха и автор трактата «О декаде», мо­жет быть тем же лицом, что и упоминаемый Евсевием александрийский философ Анатолий, впоследствии ставший епископом Лаодикии (Eus. Hist. Eccl. VII 32, 6–10). Последний не только был знатоком аристотелевской фи­лософии, риторики и естественных наук, но и отличался особым интересом к астрономии и математике. По сообщению Евсевия, ему принадлежит соч. «Об определении дат Пасхи» (сохранилось в виде отрывков у Евсевия (Hist. Eccl. VII 32, 14–19) и в лат. пер.: Liber Anatolii de ratione Paschali, – PG 10, 207) и «Введение в арифметику» в 10 кн., среди которых, возможно, был и трактат «О декаде» (Hultsch 1894, S. 2074; Heiberg 1901, p. 27–41; Grant 1971, p. 141). О жизни этого А. (ум. ок. 282) известно следующее: он ро­дился в Александрии, занимал там должность сенатора и был одним из из­вестнейших преподавателей философии Аристотеля. В 262–263, после за­хвата Александрии римлянами, он перебирается в Кесарию Палестинскую, где епископ тамошней церкви Феотекн рукополагает его во епископы и на­значает своим преемником. Некоторое время они совместно управляют Кесарийской церковью, пока в 274 (по уточненной датировке Дж. Диллона) А. не уезжает в Лаодикию, чтобы по желанию местной паствы стать там преемником умершего епископа Евсевия.

Вероятно, во время своего пребывания в Кесарии А. возобновляет пре­подавание философии (Dillon 1987, p. 867) и, возможно, открывает в городе собственную философскую школу, где в начале 70-х у него учится молодой Ямвлих. Впоследствии А. мог посоветовать своему ученику отправиться в Рим к Порфирию, с которым был знаком по годам совместного обуче­ния в Афинах у ритора Лонгина. И хотя вопрос об идентификации двух Анатолиев – философа-пифагорейца и христианского епископа – до сих пор остается открытым, все большее число ученых склоняется к их отождеств­лению (Grant 1971, p. 141; Larsen 1972, p. 37–38; Hadot 1984, p. 258).

Единственное известное философское произведение А. – трактат «О де­каде и числах внутри нее» (Περὶ δεκάδος καὶ τῶν ἐντὸς αὐτῆς ἀριθμῶν), фраг­менты которого сохранились также в составе «Теологуменов арифметики», долгое время приписывавшихся Ямвлиху, – представляет собой не столько изложение оригинального учения, сколько суммирующий обзор традицион­ной для того времени пифагорейской литературы. Издатели (Hultsch, 1864; Heiberg, 1900) отмечают множество почти дословных параллелей между трактатом А. и сочинениями пифагорейцев 1–2 вв. н. э. Теона Смирнского, Никомаха из Герасы и Модерата. Например, А. подобно Никомаху объ­ясняет научный характер (ἐπιστημονικόν) пифагорейской арифметики тем, что объекты, которые она исследует, являются вечными, нематериальными и неизменными; и так же как Теон сравнивает единицу с «единым, умопо­стигаемым богом, не имеющим возникновения, прекрасным и благом са­мим по себе» (29, 19–21 Heiberg). В целом содержание трактата «О декаде» сводится к рассмотрению математических свойств чисел первой десятки и разъяснению тех многочисленных эпитетов, которыми их наделяли пифа­горейцы. Так единица, по словам А., именуется «родительницей», «умом», «бытием» и «причиной»; двоица – «дерзанием», «мнением», «движением», «равенством»; троица – «благоразумием», «соразмерностью», «совершен­ством» и т. д. А. поясняет, что подобные эпитеты присваивались пифаго­рейцами на основании сходства, которое они усматривали между числа­ми и определенного рода вещами. Так, называя единицу «родительницей» и «причиной», они имели в виду, что та подобно первопричине всего су­щего выступает началом всякого числа. Точно так же двоица именовалась у них «равенством» из-за того, что подобно среднему термину (μεταίχμιον), сочетающему в себе свойства двух противоположных вещей, могла рас­сматриваться как промежуточная ступень между множеством, представи­мым в виде 3, и единством, представимым в виде 1. Действительно, если единица при сложении с единицей становится больше чем при умножении на единицу (1 1 > 1 × 1), а остальные числа, начиная с тройки, при умно­жении на самих себя становятся больше, чем при сложении с самими собой (3 3 < 3 × 3), то двойка и при сложении, и при умножении увеличивается одинаково (2 2 = 2 × 2). Поэтому 2 есть как бы «мать» всех чисел, транс­формирующая единство в числовое множество (Theol. arithm. 10, 10–11, 11). Приводя все эти примеры, А. не объясняет, чем может быть вызвано подобное сходство чисел с вещами: случайностью или тем, что числа явля­ются прообразами и производящими причинами всего сущего. В результа­те перечисляемые им соответствия оставляют впечатление надуманности и произвола, что дает повод некоторым исследователям расценивать трак­тат «О декаде» как шаг назад по сравнению с более ранними сочинениями Никомаха или Модерата (O’Meara 1989, p. 25).

Сочинения

  • Anatolius. Excerpta. Ed. F. Hultsch, – Heronis Alexandrini geometricorum et ste­riometricorum reliquae. B., 1864, p. 276–280;
  • Anatolius. Sur les dix premiers nombres. Ed. J. L. Heiberg, trad. par P. Tannery, – Annales internationales d’histoire, Congres de Paris 1900. P., 1901, p. 27–57.

Изд. «Теологуменов арифметики» см. в лит. к ст. «Ямвлих».

Словари и энциклопедии

  • Hultsch F. Anatolius, – RE, Bd. 1, 1894, col. 2073–2074;
  • Goulet R. Anatolius, – DPhA I, 1989, p. 179–183;
  • Bautz F. W. Anatolius, – Biographisch- Bilbliographisches Kirchenlexicon. Bd. I, 1990, Sp. 160.

Литература

  • Zeller, III. 2, 1881, S. 678–679;
  • Grant R.M. Early Alexandrian Christianity, – ChurchHist 40, 2, 1971, p. 133–144;
  • Hadot I. Pappus et Anatolius, – Arts liberaux et phi­losophie dans la pensee antique. P., 1984, p. 257–258;
  • Dillon J.M. Iamblichus of Chalcis, – ANRW II, 36, 2, 1987, p. 866–867;
  • O’Meara D.J. Pythagoras Revived. Oxf., 1989, p. 23–25 (ch. «Anatolius»).

С. В. МЕСЯЦ