Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ПИРРОН из Элиды // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 552-553.


ПИРРОН (Πύρρων) из Элиды (приблизительно 365–275 до н.э.), др.-греч. философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Бри сона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидски­ми магами (D. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не пи­сал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. I 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения П. и его диффе­ренциации от неоскептической традиции ЭнесидемаСекста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для П. – морально-психологическая ориентация.
Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – сви детельство Аристокла (у Евсевия, Pr. Ev. XVI 18, 1–4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого про­истекает? Ответы: 1) Вещи не- или без-различны (ἀδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (ἀνεπίκριτα); наши ощуще­ния и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложны­ми. 2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоко­лебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отноше­ния к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у П. не самоцель, а средст­во обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех кон­венциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (τῦφος), не ведут при этом ни к от­шельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпати­рованию обывателей (П. принимает должность верховного жреца и удостаи­вается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), по­давление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь.
Ближайшими учениками П. были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние П. оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).
Свидетельства: Pirrone. Testimonianze. A cura di F. Decleva Caizzi. Nap., 1981 (библ. с. 17–26) (тексты, итал. пер. и комм.); Long A. A., Sedley D. N. The Hellenistic Philosophers. Camb., 1987. Vol. 1, p. 13–24. Vol. 2, p. 1–17.
Лит.: Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980); Flintoff E. Pyrrho and India, – Phronesis 25, 1980, p. 88–108; Stopper M. R. Schizzi Pirroniani, – Ibid. 28, 1983, p. 265–297; Reale G. Ipotesi per una rilettura della fi losofi a di Pirrone di Elide, – Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Vol. 1. Nap., 1981, p. 243–336; Ausland H. W. On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy, – Elenchos 10, 1989, p. 359–434; Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility, – OSAPh 12, 1994, p. 137–181; Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho, – Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 190–211; Hankinson R. J. The Sceptics. L.; N. Y., 1995; Bett R. Pyrrho, His Antecedents, and His Legacy. Oxf., 2000.

А. В. ЛЕБЕДЕВ