Библиографическое описание:
Солопова М.А. ДИОН ИЗ ПРУСЫ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 341.


ДИОН ИЗ ПРУСЫ (Δίων ὁ Προυσαεύς) (ок. 40 – после 112 н.э.), греческий ритор и философ, близкий к воззрениям киников и стоиков; за свое красно­речие получил прозвание ὁ Χρυσόστομος («Златоуст»). Будучи уже извес­тен как ритор, Д. по прибытии в Рим познакомился со стоиком Музонием Руфом и стал его приверженцем; до этого Д. философию изобличал (в речах «Против философов» и «Против Музония Руфа» – не сохранились).

В 85 Д. покинул Рим во время гонений на философов при имп. Домициане, стал вести скитальческую и материально стесненную жизнь. В этот пери­од, продолжавшийся 14 лет, ему стало близко киническое умонастроение. Сохранились речи, написанные в духе кинической диатрибы, представляю­щие интерес как источник по истории древнего и эллинистического киниз­ма. В них изображается жизнь и учение Диогена Синопского (Or. 6, 8, 9, 10), социально-нравственный идеал киников: моральное воспитание и просве­щение, отказ от ложных ценностей цивилизации с ее погоней за наживой и удовольствиями и возврат к необходимому для жизни минимуму «приро­ды» (см. речи «Эвбейская» (12) и «Борисфенитская» (36). В речах «О раб­стве и свободе» (Or. 14–15) Д. выступал против всякой формы порабоще­ния человека человеком. Всего сохранилось 80 речей Д. В 96 (после смерти Домициана) Д. вернулся в Рим и, сблизившись с имп. Нервой и Траяном, сменил антимонархические настроения периода изгнания на лояльное отно­шение к монархии. Траяну Д. посвятил четыре речи «О царской власти».

Сочинения:

  • Dionis Prusaensis quem vocant Chrysostomum quae extant omnia. Ed. J. von Arnim. T. 1–2. Berlin, 1893–1896;
  • Dio Chrysostom with an English Translation by J. W. Cohoon. Vol. 1–5. London; Camb. (Mass.), 1932–1951 (LCL);
  • Рус. пер.: Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. М., 19962, с. 270–296 («Диоген, или О тирании», «Диоген, или О доблести», «О состязаниях», «Диоген, или О слугах»). Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества, пер. Н. Брагинской, М. Грабарь-Пассек; Троянская речь, пер. Н. Брагинской, – Ораторы Греции. М., 1985, с. 283–336.

Литература:

  • Arnim H. von. Leben und Werke des Dio von Prusa. Berlin, 1898;
  • Bowersock G. W. Greek Intellectuals and the Imperial Cult in the Second Century A.D., – ENTRETIENS 19. Le culte souverains dans l’Empire romain. Vandv.; Gen., 1973, p. 177–206;
  • Desideri P. Dione di Prusa. Un intellettuale greco nell’impero romano. Fir.; Messina, 1987;
  • Jones C.P. The Roman World od Dio Chrysostom. London; Camb. (Mass.)., 1978;
  • Idem. Domitian and the exile of Dio of Prusa, – PPass 254, 1990, p. 348–357;
  • Kindstrand J.F. An Index to Dio Chrysostom. Uppsala, 1981;
  • Brancacci A. Rhetorike philosophousa. Dione Crisostomo nella cultura antica e bizan­tina. Napoli, 1985;
  • Moles J.L. The Kingship Orations of Dio Chrysostom, – Papers of the Leeds International Latin Seminar, 6, 1990, p. 297–375;
  • Harris B.F. Dio of Prusa: A Survey of re­cent work, – ANRW II, 33, 5, 1991, p. 3853–3881;
  • Desideri P. Dion Cocceianus de Pruse dit Chrysostome, – DPhA II, 1994, p. 841–856.

М. А. СОЛОПОВА