Библиографическое описание:
Солопова М.А. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВВЕДЕНИЕ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 32-45.


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВВЕДЕНИЕ

 

Античная философия была исторически первой формой теоретического знания, создав основу для развития последующей западноевропейской ра­ционалистической традиции. История античной философии охватывает пе­риод с 6 в. до н. э. по 6 в. н. э.; география ее распространения совпадала с ареалом существования государств средиземноморского бассейна: Древней Греции времен полисной демократии, империи Александра Македонского, эллинистических монархий, возникших после ее распада, Римской респуб­лики и Римской империи. Первым и основным языком античной философии был древнегреческий; начиная с сер. 2 в. до н. э. формируется философская традиция на латинском языке, зависимая от греческой школьной филосо­фии. Для периода 2–6 вв. н. э. характерно сосуществование традиционной античной философии и христианского богословия (см. ст. «Античная фило­софия и патристика»).

Условно принятая дата начала античной философии – 585 до н. э., когда ученый и математик Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, за­ключительная дата – 529 н. э., когда эдиктом императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах. Условность этих дат заключа­ется, с одной стороны, в том, что Фалес оказывается «родоначальником философии» (см. Аристотель. «Метафизика», кн. 1-я, 983b20) задолго до появления и терминологического оформления самого слова «философия», с другой – в том, что история античной философии считается завершен­ной, хотя видные философы-неоплатоники Афинской школы (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжают создавать значительные философ­ские труды, а преподавание философии в Александрийской школе в 529 не прерывается. Тем не менее эти даты позволяют ограничить определенными рамками обзорное изложение разнообразных учений, объединяемых в по­нятии «античная философия».

Источники изучения. Материальные но сители. Древние фило­софские тексты записывались 1) на листах папируса, который распростра­няется в Греции в качестве основного писчего материала с 6 в. до н. э.; 2) на вощеных деревянных табличках; 3) на пергаменте (особой выделки бычьей или козьей коже; название происходит от города Пергам, известного производством лучшего пергамента).

Во 2–4 вв. н. э. происходит активное распространение пергаментного кодекса, постепенно заменяющего собой папирусные свитки. Долговечность этих материалов была невелика, обес­печить тексту долгое существование могла только непрерывная рукописная традиция, прямо связанная с востребованностью того или иного сочинения в философской школе, в среде интеллектуальной элиты, в системе образо­вания. Доступные сегодня античные философские тексты в большинстве своем дошли до нас в средневековых манускриптах (наиболее ранние да­тируются 9 в.). Причины физической утраты текстов могли быть связаны не только с тем, что у них не было (или было слишком мало) читателей и переписчиков. Книги погибали при пожарах в книгохранилищах; в частно­сти, культурные катастрофы, связанные с пожарами, а впоследствии и с раз­рушением Александрийской и Пергамской библиотек, в большой степени обеднили знание потомков в т. ч. и об античной философской литературе. Одним из факторов, повлиявших на степень сохранности источников, ока­зались также представления о полезности или вредности сочинений того или иного языческого автора для христианских богословов и писателей.

К доступным сегодня источникам изучения античной философии от­носятся: 1) корпус философских текстов, сохранившихся в средневековых рукописях на греческом и латинском языках; 2) тексты (преимуществен­но папирусные), ставшие известными благодаря открытиям археологов; наиболее важные находки: библиотека эпикурейских папирусных свитков, открытая в 18 в. близ Геркуланума (см. Филодем из Гадары), «Афинская полития» Аристотеля, «Основы этики» стоика Гиерокла, каменные блоки с высеченным на них эпикурейским текстом (см. Диоген из Эноанды), ано­нимный комментарий 2 в. н. э. к платоновскому «Теэтету», т. наз. Дервений­ский папирус 4 в. до н. э. с аллегорическим толкованием орфической теого­нии, фрагмент поэмы Эмпедокла «О природе», и др.; 3) тексты, дошедшие в переводе на другие языки (сирийский, арабский, еврейский, армянский); интересно, что в некоторых случаях сохранившийся перевод отражает бо­лее раннюю редакцию, чем оригинал, известный исследователям по более поздним манускриптам. В целом от Античности до нас дошла сравнитель­но небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу ис­торических обстоятельств, может быть признана репрезентативной не без оговорок. Исследователям часто приходится обращаться к методам рекон­струкции источников для восстановления более полной картины философ­ской мысли древности.

Ранняя греческая философия (6–5 вв. до н. э.). Основные философские регионы: Иония (западное побережье Мал. Азии), Сицилия, Южн. Италия, Центральная Греция (Аттика).

Источники: ни одно из сочинений этого периода не сохранилось в цело­стном виде; в распоряжении ученых имеются лишь отдельные фрагменты, приводимые в качестве цитат в сочинениях позднейших авторов. Основным изданием для современных исследователей продолжает оставаться собра­ние фрагментов, предпринятое Германом Дильсом («Фрагменты досокра­тиков». Т. 1–3. Берлин, 1903), впоследствии дополненное Вальтером Кран­цем, – при цитировании на него ссылаются как на издание Дильса–Кран­ца, сокр. DK (описание см. в разделе «Принятые сокращения»), оформляя ссылку следующим образом: после аббревиатуры DK следует порядковый номер главы (напр., DK22 – глава 22-я, «Гераклит»), затем следует номер фрагмента в рубрике А (свидетельства о жизни философа) или B (собствен­но фрагменты сочинений): DK22 B 1.

Для раннего периода (известного в исследовательской литературе также как «досократовский», см. Досократики) характерен интерес к натурфило­софии и космологии: размышления о природе, причине возникновения и элементах космоса, источнике его движения и жизни. Учение о человеке постепенно обретает самостоятельные черты, поначалу выступая как со­ставная часть общего учения о космосе, и развивается от физиологии (чело­век как элемент космоса) и психологии (душа человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила нравственности как основу социальной (полисной) жизни. В наиболее ран­них текстах, посвященных исследованию и систематическому описанию (ἱστορία) различных природных явлений, не представляется возможным от­делить философию от других видов интеллектуальной деятельности, кото­рые впоследствии приобретают статус отдельных наук (математика, меди­цина, физика, география, астрономия, метеорология и др.).

Философы 6 в. до н. э.: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (т. н. Милетская школа), Пифагор, Ксенофан, Гераклит Эфесский. В нач. 5 в. до н. э. фило­софской поэмой Парменида и позже учением Зенона Элейского и Мелисса (см. Элейская школа) подводится итог и дается первая критика ранних кос­мологий: как обосновать учение о космосе и его едином начале? Как можно мыслить множество и движение? Что значит «быть»? После монистической онтологии элеатов, положившей начало классической античной метафизи­ке (основная линия развития: Парменид – Платон – Аристотель – Плотин), собственно натурфилософская традиция была возобновлена в плюралисти­ческих системах следующего поколения досократиков, согласно учениям которых множество и движение принимались в качестве исходных постула­тов: Эмпедокл учил о четырех «корнях»-первоначалах, Анаксагор, Архелай и атомисты – о бесконечном их множестве; при этом движущее начало в одних системах представлялось отделенным от материальных элементов (Эмпедокл, Анаксагор), в других самим первоэлементам-атомам приписы­валось вечное движение (атомизм).

В ранний период греческая философия сформулировала два универсаль­ных тезиса: «из ничего ничего не бывает» (т. н. «закон сохранения бытия») и «подобное познается подобным». Первый образует фундамент класси­ческой античной онтологии и космологии, которая, в противоположность христианскому учению, не является креационистской (креационизм плато­новского «Тимея» все же не допускает творения из ничего), второй лежит в основе классической теории истины и учения о познании и бытии. Незави­симо от понимания природы души, истинное познание возможно лишь при условии «подобной» природы познающего и познаваемого (так, Демокрит считает познание возможным потому, что душа, как и все в мире, состоит из атомов, а Платон – потому что душа так же бестелесна, как и познаваемые ею идеи).

Софисты и Сократ: эллинское Просвещение (2-я пол. 5 в. до н. э.). С этого времени основным философским центром Греции становятся Афи­ны. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософ­ской на этико-социальную проблематику (воспитание человека и гражда­нина, законодательная деятельность и ее основания). Наиболее известные представители софистики: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик, Алкидамант, Критий и др. Софисты не составляли единой «школы», но в единое интеллектуальное явление их позволяет объединить общее для них внимание к риторике как технически отработанной форме выражения мысли, стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, социальному реформаторству. Частным образом и по официальному при­глашению софисты посещали различные полисы Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам (преимущественно «гуманитарным»). Среди излюбленных приемов софистов была демонстрация зависимости норм морали и права от волевого решения человека (терминологически за­креплено оппозицией «природа – закон»), поэтому их взгляды часто харак­теризуют как релятивистские.

Источники: тексты софистов утрачены, фрагменты доступны в собра­нии Дильса–Кранца (том 3); полностью дошли две речи Горгия, речи Анти­фонта и Алкидаманта, анонимный учебник «Двоякие речи» и т. наз. «Аноним Ямвлиха». Большое значение для интерпретации наследия софистов имеет представление и критика их воззрений в диалогах Платона.

Современник софистов Сократ был близок к ним своим интересом к педагогике и социально-нравственной проблематике, но отличался иным пониманием своего учительства. Так, он говорил, что «ничего не знает» и потому не может никого учить, предпочитал не отвечать на вопросы, а зада­вать их (см. майевтика), призывал заботиться прежде всего о своей душе, а не добиваться успеха или искать материальной выгоды. Он говорил, что бог («демоний») есть в каждом человеке и что сам он иногда слышит его голос. В Афинах Сократ собрал вокруг себя кружок постоянных слушателей, кото­рые не составляли школы; однако некоторые из них (Антисфен, Евклид из Мегары, Аристипп, Федон из Элиды) основали собственные школы после его смерти (см. Сократические школы, Киники, Мегарская школа, Кирен- ская школа, Элидо-Эретрийская школа). Источники: свидетельства о Сократе и его беседах, а также о сочине­ниях его последователей-«сократиков» представлены в собрании фрагмен­тов: «Свидетельства о Сократе и сократиках» в 4-х томах. Изд. Г. Джинан­тони (сокр. SSR – см. раздел «Принятые сокращения»).

Образ простеца и мудреца Сократа, одиноко противостоящего лжецам­-софистам в своем стремлении к истине, был сформирован в сочинениях Платона, Ксенофонта, сократической литературе и поддержан эллинисти­ческими авторами. Насколько достоверно в этой литературе отражены со­держание бесед и характер исторического Сократа, остается не имеющим однозначного ответа вопросом.

Платон и Аристотель: классика античной мысли (4 в. до н. э.). Пла- тон, младший современник и слушатель Сократа, стал родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого влиятельного философского учения Античности. В 387 им была основана философская школа – Акаде- мия, история существования которой завершится вместе с историей самой античной философии. Среди учеников Платона, а впоследствии препода­вателей Академии, были Евдокс Книдский, Гераклид Понтийский, Ксено- крат, Филипп Опунтский, Спевсипп, Аристотель. Самый знаменитый из учеников Платона – Аристотель – в 335 основал в Афинах свою философскую школу, получившую название «Ликей», или «Перипат» (см. Перипатетическая школа); ее членами были видные фило­софы и ученые: Теофраст, Евдем Родосский, Дикеарх, Аристоксен. Ари­стотелизм наряду с платонизмом стал ведущим философским течением Ан­тичности, оказавшим огромное влияние на последующую средневековую философию Востока и Запада. Источники. Платон и Аристотель – первые из античных философов, чье наследие дошло до наших дней в представительном корпусе текстов. Им традиционно приписывалось авторство большего числа произведений, чем то, которое современные исследователи готовы признать аутентичны­ми. Из сочинений, известных со времен Античности под именем Платона (в жанровом отношении это преимущественно диалоги), подлинными при­знаются 26. При цитировании принято давать ссылку на тексты Платона со­гласно пагинации первого печатного издания Стефана (Henricus Stephanus = Анри Этьен, кон. 16 в.), напр.: «Тимей» 28с3 – первая цифра и буква соот­ветствуют страницам и столбцам этого издания, затем следует порядковый номер строки.

Из сочинений Аристотеля сохранилась большая часть, однако ряд про­изведений (написанных преимущественно в ранний «академический» пе­риод) утрачены; т. наз. Corpus Aristotelicum объединяет как подлинные тексты Аристотеля (всего 30 произведений), так и сочинения, созданные в рамках его школы (таковыми признаны 15). При цитировании Аристотеля принято использовать пагинацию критического издания Беккера (19 в.) (по тому же принципу, напр.: «Категории» 2a11).

В творчестве Платона и Аристотеля обозначен и систематически обсу­ждается весь круг философских дисциплин: космология, физика, логика, онтология, этика, политика. Созданный ими идеал философа и философии оставался значимым на протяжении всего периода Античности. Сама тер­минологизация понятия «философия» как «стремления к мудрости» про­изошла именно в практике платоновской Академии. В «Теэтете» Платон дал определение философии как «уподобления богу», толкуя это уподобление как более разумную, справедливую и благочестивую жизнь (ср. «Теэтет» 176b2–3). Аристотель в «Метафизике» утверждал, что философствование начинается с удивления (I, 982b12) и в отличие от других занятий фило­софия «несет с собой удивительные наслаждения» («Никомахова этика», 1177a25), постоянство и чистота которых сближает жизнь философа с жиз­нью бога (ср. 1072b14). И Платон, и Аристотель уделяли много внимания теме «обращения» к занятиям философией (Аристотель стал автором пер­вого сочинения в жанре «протрептика»), которая, по их убеждению, единст­венная позволяет человеку стать самим собой, познать самого себя, развить заложенные в нем возможности. Согласно Платону, все сущее разделено на две сферы – умопостигаемое бытие (мир идей) и чувственный космос (мир вещей). Его последователи старались дать свою интерпретацию того, чтó есть идея, и развить наме­ченную им схему иерархической онтологии: Единое, которое «по ту сторо­ну бытия», – умопостигаемый мир идей – мировая душа – космос. Платон учил, что человек состоит из двух неравноценных частей – бессмертной души и бренного тела. Ставя вопросы о том, что такое добродетель, спра­ведливость и несправедливость, красота, знание, благо, закон, как должно быть устроено правильное государство, какова причина возникновения кос­моса, он указывает основные вехи пути, который ведет истинного филосо­фа от мира здешнего в мир вечный. Можно ли быть подлинным философом в далеком от совершенства мире? Как возможно истинное познание? К по­добным вопросам Платон обращается вновь и вновь на протяжении всего своего творчества.

Аристотель, отчасти продолжая мысль Платона, отчасти полемизируя с ним, систематически развил проблематику его учения, став основополож­ником ряда философских дисциплин: логики, физики, психологии, этики, истории философии. Отказавшись признавать идеи самостоятельными бес­телесными сущностями, Аристотель тем не менее сохранил онтологиче­ский приоритет божественного над смертным, умного над чувственным, – в своем учении о «надлунном» и «подлунном» мирах, о неподвижном Пер­водвигателе, о вечной энергии чистого мышления, отделенного от всего те­лесного, о Боге, выступающем как высшая цель и форма для всего сущего. Телеологизм, устремленность к совершенной цели – наиболее яркая черта учения Аристотеля, которой проникнуты все стороны здания его филосо­фии.

Значительное внимание Платон и Аристотель уделяли проблеме опти­мального государственного устройства. Греческая философия классическо­го периода видела в человеке прежде всего гражданина, субъекта политиче­ской жизни. Социальная тема звучит в самом определении человека, кото­рый, по Аристотелю, «по своей природе есть существо полисное» («Поли­тика», 1253a2–3). В этом одна из примечательных особенностей классики по сравнению с последующим эллинистическим периодом.

Эллинистическая философия (после 322 – сер. 1 в. до н. э.). После Аристотеля в истории античной философии выделяют период, называемый эллинистическим (в соответствии с периодизацией, предложенной в исто­рической науке 19 в.: эллинизм как период между двумя империями, импе­рией Александра Македонского и Римской империей, – т. е. с 323 до н. э. по 31 до н. э. Фактическими границами эллинистического этапа в истории филосо­фии можно считать несколько иные даты: 306 до н. э., когда Эпикур открыл в Афинах новую школу – Сад, и 88 до н. э., когда в Академии Антиохом был провозглашен отказ от скептицизма. Кроме того, знаковым для истории школьной философии был 86 до н. э., когда в ходе Митридатовой войны Суллой были разрушены в Афинах здания Академии и Ликея; последую­щее существование как античного платонизма, так и аристотелизма будет связано преимущественно с частными инициативами их приверженцев, фи­лософские институты никогда больше не будут иметь той степени публич­ности, какая была характерна для школ Афин 4–1 вв. до н. э.

Главные философские центры: Афины и Александрия (где были основа­ны Мусейон и Библиотека). Ведущие философские школы: Стоя (основана в Афинах в 300 до н. э. Зеноном из Кития), Сад (основан в Афинах в 306 до н. э. Эпикуром; см. эпикуреизм) и скептическая Академия (начиная с 270 до н. э. при схолархе Аркесилае, см. скептицизм). Продолжала свою дея­тельность школа Аристотеля – Перипат, а также некоторые сократические школы. Как особенность нового периода можно отметить возрастающее число уроженцев восточных частей империи, приезжавших в Афины изу­чать философию, что было следствием активного процесса эллинизации – распространения греческого языка и культуры на большей части средизем­номорских земель.

Источники эллинистической философии в большой степени утраче­ны. Из стоических текстов в цельном виде дошел лишь «Гимн к Зевсу» Клеанфа. Из эпикурейских имеются три письма Эпикура к ученикам и т. н. «Главные мысли». Основатели скептической Академии (Аркесилай, Кар­неад) не оставили письменных сочинений. Наши сведения и интерпрета­ции эллинистической философии во многом зависят от сообщений более поздних авторов (наиболее важны Цицерон, Плутарх из Херонеи, Гален, Александр Афродисийский, Диоген Лаэртий, Секст Эмпирик). Основное собрание стоических фрагментов, по которому принято цитировать авторов Ранней Стои: «Фрагменты ранних стоиков» фон Арнима (т. 1–3, 1903–1905) (сокр. SVF).

Для учений периода характерны схематизация школьной проблематики, четкое дисциплинарное разделение философии на логику, физику и этику, особое внимание к этике, интересам которой были подчинены остальные дисциплины (так, эпикурейцы и скептики считали, что занятия науками о природе необходимы ради достижения невозмутимости духа – атараксии). Этику всех трех эллинистических школ традиционно характеризуют как эв­демонистическую и индивидуалистическую, поскольку в конечном итоге главным мыслился вопрос о счастье (эвдемонии) отдельного индивидуу­ма, вне контекста теории государства. Все школы этого периода находят сходные пути решения вопроса о счастье и цели жизни, усматривая его в твердом и спокойном, свободном от страстей состоянии духа (ср. апатия стоиков, атараксия скептиков и эпикурейцев). Оригинальной разработкой физической и логической частей философии отличалось учение стоиков. Именно Стоя из всех трех эллинистических школ достигла наибольшей степени признания и влияния, и стоицизм наряду с платонизмом и аристо­телизмом стал одним из тех учений, которые определили облик античной философии для последующих веков. Эллинистическая философия отличалась высоким по сравнению с дру­гими периодами накалом межшкольной полемики, которая оказалась в цен­тре деятельности всех школ и поводом написания большинства сочинений. Одними из наиболее остро дискутируемых были, в частности, вопросы о критерии истины (споры стоиков и академиков) и о дискретности и непре­рывности материи и движения, природе души, божественном промысле (споры эпикурейцев и стоиков).

Философские школы («школа» – греч. σχολή, αἵρεσις). В отличие от не­постоянных групп слушателей, собиравшихся вокруг софистов, 4 главные философские школы Античности (Академия, Ликей, Стоя, Сад) представ­ляли собой постоянно действующие учебные заведения, в которых слуша­телям излагались учение и метод основателя школы, который был для своих учеников высшим философским авторитетом. В школах осуществлялась преемственность руководства; глава школы (схоларх) именовался также «диадохом», «преемником», от διαδοχή – «сме­на, передача». Как правило, новые схолархи избирались путем голосова­ния, реже – назначались предыдущим схолархом (который мог назвать имя своего преемника в завещании). Пост схоларха был пожизненным, лишь в исключительных случаях он мог его оставить и передать полномочия дру­гому члену школы. Названия философским школам чаще всего давали по месту, где соби­рались ее приверженцы, – как правило, это были гимнасии или другие об­щественные здания, где можно было слушать лекции или вести беседы. Со­гласно сводке, представленной у Элия (Elias. In Cat. 108, 15–113, 4), школы называли

  1. по имени схоларха (платоники, аристотелики, эпикурейцы, пи­фагорейцы);
  2. по месту рождения схоларха (киренаики, эретрийцы, мега­рики, элидцы);
  3. по месту преподавания (стоики),
  4. по принятому способу рассуждения (эфектики, т. е. скептики);
  5. от образа жизни (киники); 6) от высшей цели учения (гедонисты);
  6. «случайным образом» (перипатетики).

Т. обр., античные авторы насчитывали до 12 различных школ за всю исто­рию существования философии в Античности. Для периода 4–1 вв. до н. э. можно отметить совпадение трех понятий: школа как идейное течение, школа как место преподавания и школа как постоянно действующее учреждение с определенным образом жизни его членов. При этом каждая из названных школ была открыта для широкой аудитории (в т. ч. для женщин – так было в Академии и Саде). В Академии и Ликее читались разные курсы лекций, утром и после полудня: более слож­ные для учеников (внутренний кружок адептов школы, «эзотерические» занятия) и популярные курсы для широкой публики («эксотерические» лек­ции). Среди тех, кто посещал школу, различались просто слушатели и груп­па учеников (называемых «друзьями», «приверженцами»), которые жили поблизости или даже в доме учителя. За преподавание плата первоначаль­но не взималась, и школы содержались либо на личные средства схоларха, либо на даяния «меценатов». Известно, что уже при Спевсиппе в Академии студенты платили за обучение; стоики Клеанф, Хрисипп и Диоген Вавилон­ский устанавливали плату за лекции.

Распространенные жанры философской литературы в Античности отражают прежде всего практику занятий в школе: рассуждения (λόγοι) на заданную тему; диспуты (διαλέξεις); диалог (διάλογος), диатриба (διατριβή), затруднения (апории) и их разрешения (ἀπορίαι καὶ λύσεις) – воспроизводив­шие сам процесс обсуждения; лекция (ἀκρόασις); трактат (πραγματεία); ком­ментарий (ὑπόμνημα, ἐξήγησις); трудные места толкуемого текста рассмат­ривались в монографических толкованиях отдельных вопросов (πρόβλημα, ζήτημα); сводка (ἐπιτομή) того, что уже достигнуто в определенной области знания, вызывает появление учебников (διδασκαλικὸς λόγος). Сводка из­вестных мнений дается в доксографических компендиях, для опроверже­ния мнений пишутся полемические сочинения, для побуждения к знанию и приобщения к нему – увещания и наставления (προτρεπτικὸς и παραινετικὸς λόγος). Для изложения философских взглядов в постклассическую эпоху был популярен жанр философского послания (ἐπιστολή).

Философия на рубеже тысячелетий (сер. 1 в. до н. э. – 3 в. н. э.). Глав­ные философские центры: Александрия, Рим, Афины, Пергам. Основным содержанием периода стало возрождение учений Платона, Аристотеля, Пи­фагора, изучение и интерпертация авторитетных текстов, создание первые комментариев, учебной и доксографической литературы. После призыва схоларха Академии Антиоха Аскалонского «следовать древним» оформляется разрыв между академиками-скептиками (эллини­стическая Академия) и платониками-догматиками (начало традиции среднего платонизма), возобновившими разработку содержательной стороны учения Платона; после возвращения в научный обиход библиотеки Ари­стотеля Андроником Родосским формируется новая перипатетическая тра­диция; в трудах Нигидия Фигула, Евдора Александрийского и Модерата представлен неопифагореизм. Источники философии этого периода, в отличие от предшествую­щего, представлены сравнительно лучше. Без серьезных утрат дошло наследие стоиков Сенеки и Эпиктета, в достаточно большой части сохра­нился корпус текстов иудео-эллинистического автора Филона Александ­рийского (предпринявшего попытку соединить Ветхий Завет с греческой философской мыслью – преимущественно платонической – и дать сис­тематический комментарий к книгам Библии), философские сочинения Цицерона, платоника Плутарха из Херонеи. По нескольку сочинений со­хранилось из наследия эпикурейца Филодема из Гадары и комментатора Аристотеля Александра Афродисийского. Кроме того, доступно большое количество отдельных произведений разных авторов (в т. ч. поэма Лукре­ция «О природе вещей», «К самому себе» имп. Марка Аврелия, учебник Корнута «Обзор греческой теологии», «О круговращении небесных тел» Клеомеда, «Основы этики» Гиерокла; «Введение в арифметику» и «Руко­водство по гармонике» Никомаха из Герасы, учебники платонической фи­лософии Апулея, Алкиноя, Альбина, «Изложение математических пред­метов, полезных при чтении Платона» Теона Смирнского, «Аттические ночи» Авла Геллия, и др.). Важным источником по философии данного периода являются сочинения врача и ученого-эрудита Клавдия Галена, философические декламации ритора Максима Тирского. Сведения о раз­личных школьных традициях всего периода античной философии пред­ставлены в историко-философском компендии Диогена Лаэртия и сочи­нениях Секста Эмпирика «Против ученых» и «Пирроновы положения в 3-х книгах». С течением веков изменяется характер преподавания философии: вме­сто общины единомышленников с единым укладом жизни, школа стано­вится профессиональным институтом, а философию начинают преподавать профессиональные педагоги, получающие жалованье от государства. В 176 н. э. имп. Марк Аврелий учреждает в Афинах четыре философские кафедры: платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую. Большое внимание во всех школах уделялось восстановлению авторитетного корпу­са текстов для своей традиции (ср. издание Андроником текстов Аристоте­ля, Трасиллом – текстов Платона). Начинается эпоха систематического ком­ментирования: если предыдущий период можно назвать эпохой диалога, то этот и следующий этап в истории античной философии – период коммен­тария к авторитетному тексту. По замечанию Александра Афродисийского, в обычае у древних философов было обсуждение тезисов «за» и «против», в то время как современные ему авторы в основном составляют коммента­рии (Alex. In Top. 27, 13 Wallies). Платоники комментируют Платона, пе­рипатетики – Аристотеля; о стоической школьной экзегезе, в отличие от платонической и перипатетической, мы можем судить только по намекам: ср. Эпиктет, «Руководство» 49; «Беседы» I 10, 8. Устные упражнения как элемент школьного обучения также стали сосредоточены на объяснении и толковании письменных текстов (ср. как образец подобной литературы «Платоновские вопросы» Плутарха из Херонеи).

Стремление к систематизации наследия прошлого проявилось также в большом количестве доксографических и биографических компендиев, соз­данных в период с 1 в. до н. э. до нач. 3 в. (напр., Ария Дидима, Диогена Ла­эртия, Секста Эмпирика), и в широком распространении школьных учебни­ков, в компактном виде представляющих терминологию и учения великих философов (ср. платонические учебники Апулея и Алкиноя).

Античные историко-философские тексты являются ценным ис­точником изучения античной философской традиции. История философии для античных авторов была частью философии, она играла важную роль как методологическая пропедевтика, дающая основание для системати­зации традиции, поэтому историко-философские экскурсы, как правило, подразумевают оценку и критику предшественников. Основоположником этой исследовательской стратегии был Аристотель, его ученик Теофраст стоял у истоков специальной историографической литературы. Наиболее распространенные жанры античной историко-философской литературы: философская биография, доксография (компендии мнений, в которых учения философов группировались тематически), школьные «преемст­ва», совмещавшие первые два метода в рамках строгой схемы «от учителя к ученику».

Позднеантичная философия: неоплатонизм (2-я пол. 3 в. – 6 в. н. э.). Завершающий период истории античной философии характеризуется до­минированием неоплатонизма, воспринявшего опыт предшествующей школьной философии и усвоившего элементы аристотелизма, неопифагоре­изма и стоицизма при сохранении традиционной платонической догматики. Новый синтез имел некоторые существенные отличия от предшествующей традиции Среднего платонизма, что дало основание ученым в 19 в. ввести в обиход сам термин «неоплатонизм» (Плотин и его последователи называли себя «платониками» и полагали, что находятся в русле единой традиции, идущей от «божественного Платона»). Можно отметить три особенности позднеантичной философии: систематизм, вера в авторитет, комбинация философских и религиозных (языческих) идей. Примечательно отсутствие интереса к социально-политической проблематике, столь важной для само­го Платона; неоплатонизм – это всецело метафизика и теология. Основные философские центры позднего периода связаны с деятель­ностью школ неоплатонизма: Рим (Плотин, Порфирий), Апамея в Сирии (где учили Амелий, ученик Плотина, и Ямвлих, возглавивший школу по­сле Амелия, см. Сирийская школа), Пергам (Пергамская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием), Александрия (Александрийская школа: Гипа­тия, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор), Афины (Афинская школа: Плутарх, Сириан, Прокл, Дамаский, Симпликий). Источники. По объему сохранившиеся тексты позднего периода пре­вышают все, что сохранилось от античной философии предшествующих веков. В числе дошедших до нас текстов – «Эннеады» Плотина, ряд трак­татов и комментариев Порфирия, сочинения Ямвлиха (утрачена существен­ная часть наследия), сочинения имп. Юлиана, «Жизни философов и софис­тов» Евнапия из Сард, речи и комментарии Фемистия, «Комментарий к пи­фагорейским “Золотым стихам”» Гиерокла, корпус сочинений Прокла, «О первоначалах» Дамаския, комментарии Симпликия к ряду сочинений Ари­стотеля, комментарии и трактаты Иоанна Филопона, комментарии Олим­пиодора, Элия, Давида. Для истории философии важен доксографический компендий Иоанна Стобея.

Основная схема неоплатонической онтологии, развиваемая во всех текстах данной традиции, начиная с «Эннеад» Плотина: сверхбытийное Единое – Ум- нус, или умопостигаемый космос – Мировая Душа – чувственный Космос – материя. Единое не доступно мысли и постигаемо только в сверхумном экс­татическом единении с ним, выразимом не обычными языковыми средствами, а негативно, через отрицание каких бы то ни было предикатов. Переход от Единого к другим уровням бытия описывается в терминах «излучение», «рас­крытие», позднее основной термин – «исхождение». Каждая нижняя ступень существует благодаря обращенности к высшему началу и подражает высшему тем, что творит следующее за собой (так ум выступает как начало для души, а душа – для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута уточнению и тщательной разработке в системах Ямвлиха и Прокла. Авторитетными для неоплатоников помимо текстов Платона (коммен­тарии на платоновские диалоги составляют основную часть наследия этой традиции) были сочинения Аристотеля, Гомера и «Халдейские оракулы». Курс философии Аристотеля рассматривался как пропедевтика («малые мистерии») к изучению Платона («большим мистериям»).

Неоплатонические комментарии на Аристотеля имеют важное значение

  1. как пособие для изучения философии Аристотеля;
  2. как оригинальные авторские сочинения, несмотря на подчеркнутую традиционность жанра школьного комментария;
  3. как доксографический источник, поскольку в комментариях часто приводятся фрагменты ныне утраченных сочинений ранних авторов.

Комментарии явились важным связующим звеном между античной философией и средневековой схоластикой. Ключевой для ком­ментаторов-неоплатоников стала проблема согласования учений Платона и Аристотеля (см. подробнее Аристотеля комментаторы). В 529 н. э. эдиктом имп. Юстиниана Афинская Академия была закрыта, философы были вынуждены прекратить преподавание. Эта дата принима­ется как завершающая для истории античной философии, хотя изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах империи (например, комментарии Симпликия, ставшие для нас одним из главнейших источни­ков по истории античной философии, были написаны им уже в изгнании).

Определения философии. Впервые понятия «философ» и «филосо­фия», согласно ряду античных авторов, были введены Пифагором, который таким образом подчеркнул различие между божественной мудростью-со­фией и человеческим знанием (см., напр., сообщение Диогена Лаэртия: D. L. I 12, со ссылкой на Геркалида Понтийского). Вопрос о том, что такое философия и каков должен быть философ, неизменно оставался важным для приверженцев различных философских школ Античности. И в позд­ний период на этот вопрос искали ответ, стараясь учесть весь многовеко­вой опыт размышлений на эту тему, и в одном из позднеантичных коммен­тариев приводятся наиболее известные определения:

  1. «философия есть познание сущего, поскольку оно сущее»;
  2. «знание дел божественных и человеческих»;
  3. «уподобление Богу, насколько это возможно для челове­ка»;
  4. «приготовление к смерти»;
  5. «искусство искусств и наука наук»;
  6. «любовь к мудрости» (Amm. In Isag. 2, 22–9, 24).

Наилучшим образом прояснить смысл этих школьных определений, в которых продемонстри­рованы устойчивость и емкость традиции, скрепившей собой разнообраз­ные учения более чем тысячелетнего периода в одну «историю античной философии», могли бы все имеющиеся в нашем распоряжении античные философские тексты. Но можно сказать, что все они по-своему раскрывают содержание самого первого определения философии как любви и стремле­ния к мудрости (φιλία σοφίας).

ЛИТЕРАТУРА

Словари, энциклопедии, справочные издания

  • Pauly A., Wissowa G., Kroll W. (hrsg.). Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Bd. 1–83. Stuttg., 1894–1980;
  • The Oxford Classical Dictionary. Ed. by M. Cary et al. Oxf., 1949;
  • Edwards N. (ed.). The Encyclopedia of Philosophy. Vol. I–VIII. N. Y., 1967 (repr. 1972);
  • Wiener P. P. (ed.). Dictionary of the History of Ideas. Vol. I–IV and Index. N. Y., 1973–1974;
  • Der Kleine Pauly: Lexicon der Antike. Hrsg. v. K. Ziegler et al. Bd. 1–5. Münch., 1975;
  • Der Neue Pauly. Enzyklopädie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte. Hrsg. v. H. Cancik und H. Schneider. Bd. 1–15. Stuttg., 1996–2000;
  • Goulet R. (ed.). Dictionnaire des Philosophes Antiques. Vol. I–IV. P., 1989–2005, Supplement 2000 (издание продолжается);
  • Ritter J., Gründer K. (hrsg.). Historisches Wörterbuch der Philosophie. Völlig neubearb. Ausgabe des Wörterbuchs der philosophischen Begriffe von R. Eisler. Basel; Stuttg. Bd. I–XII, 1971–2005. Bd. XIII (Register), 2007;
  • Begriffslexion der antiken Philosophie. Hrsg. von Ch. Horn, Ch. Rapp. Münch., 2002;
  • Encyclopedia of Classical Philosophy. Ed. by Donald J. Zeyl, Associate Editors D.T. Devereux and Ph. T. Mitsis. Westport (Conn.), 1997;
  • Philosophen des Altertums. Vom Hellenismus bis zur Spatantike. Eine Einfuhrung. Hrsg. von M. Erler und A. Graeser. Darmst., 2000;
  • Wörterbuch der antiken Philosophie. Hrsg. von Chr. Horn, Chr. Rapp. Münch., 2002;
  • Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 19892;
  • Новая философская энциклопедия. Т. 1–4. М.: Мысль, 2000–2001.

Подробные изложения истории античной философии

  • Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Vol. 1–6. Camb., 1962–1981;
  • Algra K., Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. (edd.). The Cambridge History of Hellenistic Philosophy. Camb., 1999;
  • The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. A.H. Armstrong. Camb., 1967;
  • Grundriss der Geschichte der Philosophie. Begr. v. Fr. Überweg: Die Philosophie des Altertums. Hrsg. v. K. Prächter, völlig neubearbeitete Ausgabe: Die Philosophie der Antike. Hrsg. v. H. Flaschar. Bd. 2–4. Basel; Stuttg., 1983–2007 (изд. продолжается);
  • Reale G. Storia della fi losofia antica. Vol. 1–5. Mil., 1975–1987 (англ. пер.: A History of Ancient Philosophy. Albany, 1985);
  • Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. 3 Tl. in 6 Bdd. Lpz., 1879–1922 (3–6 Aufl .; repr. Hldh., 1963);
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1–8. М., 1963–1994.

Учебные пособия и историко-философские исследования общего характера

  • Rout­ledge History of Philosophy. Vol. 1. From the Beginning to Platon. Ed. by T.T.W. Taylor. L.; N. Y., 1997; Vol. 2. From Aristotle to Augustine. Ed. by D. Furley. L.; N. Y., 1997;
  • Philo­sophie grecque. Sous la dir. de M. Canto-Sperber, en collabor. avec J. Barnes, L. Brisson, J. Brunschwig, G. Vlastos. P., 1997 (рус. пер. М., 2006–2007);
  • The Cambridge Companion to Greek and Roman Philosophy. Ed. by D. Sedley. Camb., 2003;
  • A Companion to Ancient Philosophy. Ed. by M.-L. Gill, p. Pellegrin. Blackwell Publishing, 2006;
  • Гомперц Т. Грече­ские мыслители, пер. со 2-го нем. изд. Т. 1–2. СПб., 1911–1913;
  • Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1912 (переизд. 1996);
  • Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 (20023);
  • Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;
  • Он же. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991;
  • Богомолов А.С. Антич­ная философия. М., 1985;
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность (пер. с итал.). СПб., 1994;
  • История философии: Запад – Рос­сия – Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья. Под ред. Н.В. Мотрошило­вой. М., 1995;
  • Адо П. Что такое античная философия? М., 1999 (пер. с франц.);
  • Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000;
  • Греческая философия. Под ред. Моники Канто-Спербер, в сотрудничестве с Дж. Барнзом, Л. Бриссоном, Ж. Брюнсвигом, Г. Властосом. T. 1–2. М., 2006–2007 (пер. с франц).

Хрестоматии

  • Vogel C. de (ed.). Greek Philosophy. A collection of texts selected and supplied with some notes and explanations. Vol. 1–3. Leiden, 1963–1967;
  • Long A.A., Sedley D.N. (edd.). The Hellenistic Philosophers. Vol. 1–2. Camb., 1987;
  • Gregory J. The Neoplatonists: A Reader. L.; N. Y., 19992;
  • Neoplatonic philosophy: introductory readings. Ed. by J. Dillon, L.P. Gerson. Indnp.; Camb., 2004;
  • Sorabji R. The Philosophy of the Commentators 200–600 AD. A Sourcebook. Vol. 1. Psychology. Vol. 2: Physics. Vol. 3: Logic and Metaphysics. L.; N.Y., 2005;
  • Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейск. философии (Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения). М., 1997.

Литература по истории античной культуры, образования, классической учености

  • Hirzel R. Der Dialog. Bd. 1–2. Lpz., 1895;
  • Joly R. Le thème philosophique des genres de vie dans l’Antiquité classique. Brux., 1956;
  • Dodds E.R. Pagan and Christian in an Age of Anxiety. Camb., 1965;
  • Pfeiffer R. History of classical scholarship. Vol. 1. Oxf., 1968;
  • Reynolds L.D., Wilson N. G. Scribes and Scholars: A Guide to the Transmission of Greek and Latin Literature. Oxf., 19782;
  • Whittaker J. The Value of Indirect Tradition in the Establishment of Greek Philosophical Texts or the Art of Misquotation, – Grant J. N. (ed.). Editing Greek and Latin Texts. N. Y., 1987, p. 63–95;
  • Корелин М.С. Падение античного миросозерцания. Культур­ный кризис в Римской империи. СПб., 1895 (перепеч. 2005);
  • Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Пг., 19163;
  • Он же. Религия эллинизма. Пг., 1922;
  • Культура Византии: IV – первая половина VII в. Отв. ред. З.В. Удальцова. М., 1984;
  • Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994;
  • Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека. Т. 1–2. М., 1997 (пер. с нем.);
  • Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) (пер. с франц.). М., 1998;
  • Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М., 1999 (Onians R. The Origin of European thought about the body, the mind, the soul, the world, time and fate. Camb., 19542);
  • Фролов Э.Д. Русская наука об Античности. СПб., 1999;
  • Адо И. Свободные искусства и философия в классической древности (пер. с франц.). М., 2000.

Исследования

Сборники статей:

  • Anton J. P., Kustas G.L. (edd.). Essays in Ancient Greek Philosophy. Albany, 1971;
  • The Question of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Ed. by J. M. Dillon and A. A. Long. Berk., 1988;
  • Haase W., Temporini H. (hrsg.). Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Teil II. Principat. Bd. 36. Philosophie, Wissenschaften, Technik. Tlbdd. 1–7. B.; N. Y., 1987–98;
  • Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers. Vol. 1–8. N. Y., 1995;
  • Method in Ancient Philosophy. Ed. by J. Gentzler. Oxf., 1998;
  • The Cambridge Companion to early Greek philosophy. Ed. by A.A. Long. N. Y., 1999;
  • The Classical Commentary: Histories, Practices, Theory. Ed. by R.K. Gibson, K. Ch. Shuttleworth. Leiden; Bost.; Köln, 2002;
  • Greek and Roman Philosophy 100 BC–200 AD. Ed. by R. Sorabji and R.W. Sharples. Vol. 1–2. L., 2007;
  • Философия природы в Античности и в Средние века. Под ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. М., 2002;
  • Космос и Душа. Учения о Вселенной и человеке в Античности и в Средние века. Под ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. М., 2005;

Монографии:

  • Garbarino G. Roma e la fi losofi a greca delle origini alla fi ne del II secolo A. C. T. I–II. Tor., 1973;
  • Donini P.-L. Le scuole, l’anima, l’impero: la fi losofi a antica da Antioco a Platino. Tor., 1982;
  • Mansfeld J. Questions to be settled before the study of an author or a text. Leiden; N. Y.; Köln, 1994;
  • Habets A.C. J. A History of the Division of Philosophy in Antiquity. Leiden, 1996;
  • Long A.A. From Epicurus to Epictetus: Studies in Hellenistic and Roman Philosophy. Oxf., 2006;
  • Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927 (19932);
  • Он же. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 (19932);
  • Он же. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э. М., 1979;
  • Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
  • Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982;
  • Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980;
  • Она же. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000;
  • Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–VI вв. до н. э. Л., 1985;
  • Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986;
  • Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000;
  • Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб., 2002;
  • Гусейнов А.А. Антич­ная этика. М., 2003;
  • Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006;
  • Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб., 2007.

Библиографии

  • L’Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l’antiquité gréco-latine. Fondée par J. Marouzeau puis publiée sous la dir de J. Ernst. T. I–LXXII. P., 1924–2001;
  • Bell A. A. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English, 1965–1989. Metuchen, N. J., 1991;

по  досократикам

  • Paquet L., Roussel M., Lafrance Y. Les Présocratiques: Bibliographie Analytique (1879–1980). Vol. 1–2. Montreal, 1988–1989;
  • Šijakovic B. Bibliographia praesocratica: a bibliographical guide to the studies of early Greek philosophy in its religious and scientific contexts with an introductory bibliography on the historiography of philosophy. P., 2001.

На рус. языке

  • Древняя Греция и Древний Рим. Библиографический указатель изданий, вышедших в СССР (1895–1959). Сост. А.И. Воронков. М., 1961;
  • библ. работ по античной и ср.-век. философии за 1985– 2008 (сост. Е.С. Муравлев) см.: Историко-философский ежегодник. Отв. ред. Н.В. Мот­рошилова. М.: Наука, 1986–2009.

Антиковедение в электронной сети internet

  • библиографическая база дан­ных, публикуемая под ред. É. Rebillard на сайте Société Internationale de Bibliographie Classique (Франция): http://www.aph.cnrs.fr (платный ресурс; представлены выпуски справочника J. Marouzeau и библ. за последующие годы, с 2001 по 2008);
  • издания источ­ников по античной философии с полным описанием содержания важнейших собраний фрагментов представлены на сайте Centre National de la Recherche Scientifi que (Франция), сост. Martine Vidoni: http://rspa.vjf.cnrs.fr/References/References_A.html;
  • отд. библиогра­фию публикаций по Платону (сост. Luc Brisson) и Плотину (сост. Pierre Thillet) см. на сайте Centre Jean Pйpin (Франция): http://upr_76.vjf.cnrs.fr.
  • Тексты античных авторов: электронная библиотека греческих текстов The Thesaurus Linguae Graecae: http://www. tlg.uci.edu (платный ресурс; база доступна также на CD-ROM);
  • проект Perseus Digital Library – классические тексты в оригинале и переводе на английский язык, комментарии, иллюстрации и др.: http://www.perseus.tufts.edu;
  • электронная библиотека избранных греческих текстов (в фор­мате html) Bibliotheca Augustana: http://www.hs-augsburg.de/~harsch/graeca/Auctores/g_al­pha.html.
  • Журнал рецензий на новые издания в т. ч. по античной философии см. на сайте колледжа Bryn Mawr (США) – Bryn Mawr Classical Review: http://ccat.sas.upenn. edu/bmcr;
  • журнал Gnomon см. на сайте Католического университета г. Айхштадт (Гер­мания): http://www.gnomon.ku-eichstaett.de/LAG/articles. html;
  • библиотека журнальных публикаций в pdf-формате: http://www.jstore.com (платный ресурс).

Справочная литература

  • проект Стенфордского университета (США) Stanford Encyclopedia of Phi­losophy: http://plato.stanford.edu.
  • Разнообразная информация по классической Антич­ности представлена на сайте Centre National de la Recherche Scientifi que: http://callimac. vjf.cnrs.fr.
  • См. тж. сайты Международного Платоновского общества (International Plato Society): http://www.nd.edu/~plato,
  • Международного Плутарховского общества (Interna­tional Plutarch Society): http://www.usu.edu/history/ploutarchos.htm,
  • сайт Philodemus Trans­lation Project: http://www.humnet.ucla.edu/humnet/classics/philodemus/philhome.htm

и др. специализированные сайты, где имеются библиографии, подборки статей, и ссылки на дополнительные ресурсы.

См. также отечественные сайты:

  • сайт Цен­тра антиковедения Санкт-Петербургского государственного университета: http://www. centant.pu.ru;
  • сайт Центра изучения древней философии и классической традиции (Новоси­бирский университет; Институт философии и права СОРАН): http://www.nsu.ru/classics;
  • Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина (Москва): www.glk.ru;
  • текстовые ресурсы рунета (on-line библиотеки) см. на сайте Института философии РАН (Москва): http://iph.ras.ru/page52248384.htm.

М. А. СОЛОПОВА