Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. НУС // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 522-523.


НУС (греч. νοῦς – разум, мысль, дух), ум, термин др.-греч. философии, на­чало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивно­го знания – в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя).

Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, на­мечены в Элейской школе (тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую раз­витую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус – «эйдос эйдосов», целевая причина всего существующего – стоит во главе иерархии универ­сума и – как предмет всеобщей любви – есть Перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус (ἐνεργείᾳ νοῦς), для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человече­ского нуса (δυνάμει νοῦς, – Arist. De an. III). Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и Единым (Спевсипп) либо же они объединя­лись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в Среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского Демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-де­миурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса – еди­ное, сущее, отец, создатель, первый бог.

У Плотина нус – первая «ипостась», вторая ступень в иерархии уни­версума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего её Единого­Блага. Нус – вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или бла­женных богов, – прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождест­во того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» 30c, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыс­лящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления разли­чал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопо­стигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (бог как нус; «умная» природа анге­лов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).

Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интел­лектуальном (умном) созерцании и т. п.

Литература:

  • Perler O. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freib., 1931;
  • Fritz K. v. Νόος and νοεῖν in the Homeric Poems, – CPhil 38, 1943, p. 79–93;
  • Idem. Der Νοῦς des Anaxagoras, – ArchBegr 9, 1964, S. 87–102;
  • Idem. Νοῦς, Νοεῖν and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras), – The Pre-Socratics. Ed. A. Mourelatos. N.Y., 1974, p. 23–85;
  • Hamelin O. La théorie de l’intellect d’après Aristote et ses commentateurs. P., 1953;
  • Armstrong A.H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect, – ENTRETIENS 5. Les sources de Plotin. Vandv.; Gen., 1960, p. 391–413;
  • Krämer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amsterdam, 1967;
  • Hager F.P. Der Geist und das Eine. Bern; Stuttg., 1970;
  • Szlezavk Th.-A. Platon und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel; Stuttg., 1979;
  • Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence, – OSAPh 5, 1987, p. 157–186;
  • Emilsson E. K. Plotinus on Intellect. Oxford, 2007.

См. также лит. к ст. Анаксагор, Неоплатонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН