Библиографическое описание:
Бородай Т.Ю. «ГОСУДАРСТВО» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 286-289.


«ГОСУДАРСТВО» (Πολιτεία ἢ περὶ δικαίου; подзаголовок: «О справед­ливости»), диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по-видимому, считал исследование истинных принципов че­ловеческого общежития и проведение их в жизнь главной задачей филосо­фии и, соответственно, «Г.» и «Законы» – важнейшими своими сочинения­ми. Этика и политика для Платона не автономные отрасли философского знания; они неразрывно связаны с теологией, онтологией и психологией. Поэтому в «Г.» не только рассматриваются существующие типы государ­ственного устройства, принципы правильного устройства общества и все вытекающие из них подробности, но и излагается учение об идеях, как оно к тому времени понималось Платоном; учение о Боге как высшем благе и источнике бытия; учение о душе, о трех ее частях и о посмертной участи; учение о познании и науках. Собственно, «Г.» может считаться изложением всей философской системы Платона зрелого периода его жизни, за исклю­чением физики, которая будет изложена в «Тимее», и диалектики, которой будут посвящены «Софист» и «Парменид».

Вероятно, первая из десяти книг «Г.» была написана намного раньше остальных; по характеру она мало отличается от ранних сократических диалогов Платона: Сократ предлагает собеседникам выяснить, что такое справедливость сама по себе как индивидуальная добродетель. В споре оп­ровергаются ложные мнения о том, что справедливость есть воздаяние каж­дому должного или право сильнейшего или что счастлив может быть только несправедливый человек. Как в большинстве сократических диалогов, ис­тинное понятие справедливости не выясняется; достигается лишь согласие, что справедливый будет счастлив, поскольку обладает достоинством души, даже при отсутствии успеха, богатства и прочих внешних благ.

Далее предлагается искать определения справедливости как таковой путем аналогии – путем исследования справедливости в государстве (по­лисе, т. е. гражданской общине). Во II–VI книгах рассматривается наилуч­шее из всех мыслимых общественное устройство. Оказывается, что спра­ведливость в таком обществе – это гармония составляющих его сословий («целое», 433а): «заниматься каждому своим делом и не вмешиваться в чу­жие – это и будет справедливостью» (Там же). Таких сословий, или классов в правильно устроенном государстве, по Платону, должно быть три: ремес­ленники (δημιουργοί) (в него входят крестьяне, собственно ремесленники, торговцы, всяческие посредники и сфера обслуживания); стражи (воины, аристократия) и правители (философы). Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нем) повиновалось руководству высшего, не стремясь занять несвойст­венное ему место. Индивидуальная справедливость (искомое первой книги) заключается в том же применительно к частям души. Ибо членение чело­веческой души аналогично членению общества: высшему философскому сословию в душе соответствует разум; он должен править. Второму – ари­стократическому сословию стражей – соответствует аффективная часть души, «яростный дух» (τὸ θυμοειδές), или чувство чести, обеспечивающий, в частности, такие добродетели, как мужество, или способность оказать сопротивление, и кротость, или способность повиноваться. Третья часть души, аналог низшего сословия демиургов, обеспечивающего удовлетво­рение материальных потребностей общества, – вожделеющее начало (τὸ ἐπιθυμητικόν). Если аффективное начало в человеке повинуется разумному, а вожделения подчиняются двум высшим, разуму и чести, то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из низших начал будет проявлять свое­волие и претендовать на власть, человек будет порочен и несчастлив; в ко­нечном счете душевно болен, ибо в государстве его души воцарится мятеж и смута. Такому тройственному членению человеческой души и общества отчасти соответствует в философии Платона и строение большого мира, космоса: вверху разумный идеальный умопостигаемый космос, Ум как та­ковой, венчающийся Идеей блага, или Богом; ниже – мировая душа, состоя­щая из рациональной и иррациональной части (см. «Тимей» и «Законы»); ниже – управляемый ими и благодаря им существующий телесный кос­мос, прекрасный и упорядоченный, пока не выходит из повиновения (см. «Политик»). Поэтому-то управлять наилучшим государством и должен фи­лософ, т. е. тот, кто способен непосредственно созерцать устройство умо­постигаемого мира и видеть, как правит им верховное Благо, чтобы затем переносить те же законы в жизнь своего общества: хороший правитель дол­жен созерцать звездное небо.

Аналогия, или, скорее, тождество структуры общества и отдельной че­ловеческой души, означает, что благополучие (справедливость) государ­ства непосредственно обусловлено нравственным благополучием (добро­детелью) составляющих его граждан. Следовательно, первейшая задача государственного строительства – создание наилучших граждан, т. е. вос­питание, и более того – выведение их породы. Философ-правитель дол­жен отбирать наиболее перспективных производителей мужского и жен­ского пола, составлять самые подходящие пары и соединять их в наиболее благоприятные (астрономически вычисленные) сроки для производства наилучшего потомства. Из этого потомства позднее отбираются младенцы с лучшими задатками, и только к ним будет применяться во всей полноте система воспитания, разработанная Платоном в VI и VII книгах диалога. Именно их будут обучать, помимо обычных гимнастики, военного искусст­ва и проч., специальным курсам геометрии, арифметики, музыки и диалек­тики, и из них будут пополняться сословия правителей и стражей. Именно для них будет установлен строгий распорядок жизни: общность имущества (точнее, запрет на собственность), общность жен и детей (точнее, запрет на половую жизнь вне строгого распорядка по приказу сверху и запрет рас­поряжаться своими детьми). Здесь должно будет царить равноправие по­лов и дух состязательности и всеобщей дружбы одновременно. Именно они должны быть ограждены от торговли и поэзии (за исключением строжайше проверенной и специально для них составленной философами) как двух ис­точников растления. При этом следует помнить, что самая многочисленная часть идеального платоновского государства – «ремесленники» – живет вне этого строгого и экстравагантного порядка, сообразуясь со своими привыч­ками и желаниями (диктуемыми природой низшей, «вожделеющей» части души – т. е. с собственностью, семьей, торговлей, развлекающей поэзией и возбуждающей чувственность музыкой).

С другой стороны, однако, должное воспитание граждан обусловлено правильным устройством государства, в котором они растут. Здесь возни­кает порочный круг: дурные люди составляют дурное общество, в котором воспроизводятся дурно воспитанные люди. Именно поэтому создание спра­ведливого государства – дело невероятно трудное, если вообще возможное.

В VIII и IX книгах Платон рассматривает виды государственного уст­ройства и соответствующие им типы людей («ибо у различных людей не­пременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства… которые рождаются именно от нра­вов», 544d). Видов государственного устройства пять: аристократия («прав­ление лучших»; это описанное Платоном наилучшее государство) и четыре типа «выродившегося» общества (реально существующие в платоновское время политические системы): тимократия («власть чести» – спартанский строй, «общество людей, соперничающих между собой и честолюбивых» (545а), прежде всего в военной области); олигархия («правление немногих», прежде всего богатых), демократия («народовластие», где вопросы решают­ся большинством голосов под влиянием демагогов) и тирания (где правит не закон, а произвол одного; естественное завершение всякой демократии, по Платону). Платон подробно разбирает душевный склад «тимократиче­ского», «олигархического» «демократического» и «тиранического челове­ка» – условия, в которых может сложиться соответствующий характер, его воспитание, образ мыслей, действий и жизни, его ценности и потребности. Эта часть «Г.», благодаря превосходному анализу реальных общественных закономерностей, всегда читалась – как в высшей степени злободневная – от Фомы Аквинского до Карла Поппера.

В заключительной X книге Платон рассматривает природу искусства (прежде всего поэзии) и его роль в совершенном обществе. Искусство имеет дело лишь с низменным началом души, помогая ему возобладать над разу­мом, и потому поэтов из государства следует изгонять, допуская поэзию лишь в виде гимнов богам и хвалы добродетельным людям. Далее в виде мифа Платон описывает посмертную судьбу души, суд и загробное воздаяние. Этот миф перекликается с двумя другими знаменитыми образами платоновского «Г.» – образом Солнца-Блага (VI, 504е–509с) и пещеры (VII, 514а–517а).

  • Рус. пер.: В. П. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971).

Текст:

  • Respublica, – Platonis opera. T. 4. Ed. J. Burnet. Oxford, 1902 (repr. 195814, 1968, 1992);
  • Respublica. Rec. S.R. Slings. Oxf., 2003;
  • Slings S.R. Critical Notes on Plato’s Politeia I–X, – Mnemosyne 41–43, 49, 52, 54–56, 1988–1990, 1996, 1999, 2001–2003 (критика греч. текста);
  • Plato’s Republic. Ed. with notes and essays by J. Jowett and L. Campbell. Vol. 1–3. Oxford, 1894 (19532);
  • The Republic of Plato. Ed. with critical notes, comm., appendices by J. Adam. Vol. 1–2. Cambridge, 1926–1929 (rev. ed. by D. A. Rees, Cambridge, 1963);
  • The Republic of Plato. Transl. with introd. and notes by F. M. Cornford. Oxf., 1942 (19792);
  • Plato. The Republic. Tr. by P. Shorey. London; Cambridge (Mass.), 1969;
  • Plato. The Republic. Trans. and comm. by A.D. Lindsay. London, 19762, 19923;
  • Platone. La Repubblica. Trad. e comm. a cura di M. Vegetti. Vol. 1–7. Napoli; Mil., 1994–2007;
  • Платон. Государство. Пер. А.Н. Егунова, – Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. М., 19942, c. 79–420.

Литература:

  • Adam J. The Republic of Plato. Vol. 1–2. Cambridge, 1902 (19632);
  • Ferguson A.S. Plato’s Simile of Light. Part I. The Similies of the Sun and the Line, – Class.Quart. 15, 3/4, 1921, p. 131–152;
  • Ferguson A.S. Part II. The Allegory of the Cave, – Class.Quart. 16, 1, 1922, p. 15–28;
  • Ferguson A.S. Simile of Light Again, – Class.Quart. 28, no. 3/4, 1934, p. 190–210;
  • Cornford F.M. Mathematics and Dialectics in the Rep. VI–VII, – Mind 41, 161, 1932, p. 32–52; 41, 162, p. 173–190;
  • Reverdin O. La religion de la cite platonicienne. Paris, 1945;
  • Cross A.C., Woozley A. D. Plato’s Republic: A Philosophical Commentary. London, 1964;
  • Plato’s Republic: Interpretation and Criticism. Ed. A. Sesonske. Belmont, CA, 1966;
  • Fritz K. von. Platon in Sizilien und das Problem der Philosophenherrschaft. Berlin, 1968;
  • Andersson T. J. Polis and Psyche. A motif in Plato’s Republic. Stockholm, 1971;
  • White N.P.A Companion to Plato’s Republic. Indianapolis, 1979;
  • Mueller I. Ascending to Problems: Astronomy and Harmonics in Republic VII, – Science and the Sciences in Plato. Ed. J.P. Anton. Delmar, 1980, p. 103–121;
  • Annas J. An Introduction to Plato’s Republic. Oxford, 1981;
  • Pappas N. Routledge philosophy guidebook to Plato and the «Republic». London; New York, 1995;
  • Reeve C.D.C. Philosopher-Kings: The Argument of Plato’s Republic. Princeton, 1988;
  • Rowe C.J. (ed.). Reading the «Statesman». Proceedings of the Symposium Platonicum III. Sankt Augustin, 1995;
  • Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992 (пер. с англ.).

Т. Ю. БОРОДАЙ