ПАРЕ́ТО (Pareto) Вильфредо (15 июля 1848, Париж – 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) – итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини.
Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктивными мотивами. Парето разделил поступки людей на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т.е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс он назвал «остатком» (residue), имея в виду то, что остается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал «производными» (derivazioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религиозные доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» Парето положил в основу объяснения общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Общество, по Парето, – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие – те, кто составляют элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди – вожди. История – арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» – в форме социальных теорий и философско-исторических учений – являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Парето негативно относился к идеалам демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнесся к фашизму.
Сочинения:
1. Oeuvres complètes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1–20. Gen., 1964–75;
2. Trattato di sociologia generalé, v. 1–2. Mil., 1964;
3. Carteggi paretiani (1892–1923). Roma, 1964;
4. Scritti sociologici. Torino, 1966;
5. The Ruling Class in Italy before 1900. Ν. Υ., 1974;
6. Scritti politici, t. 1–2. Torino, 1974;
7. Compendio di sociologia. Torino, 1978.
Литература:
1. Современная социологическая теория, сост. Г.Беккер и А.Босков. М., 1961;
2. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968;
3. История буржуазной социологии 19 – нач. 20 в. М., 1979, с. 309–32.
И.С.Добронравов