СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ – традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско-этическое рассуждение в начале 18 в. Шефтсбери. Концептуальную разработку идеи морального чувства как познавательной способности предпринял его идейный преемник Хатчесон, у которого термин «моральное чувство» становится основополагающим для обозначения познавательно-оценочной способности человека. Благодаря ей человек различает добро и зло и испытывает удовольствие от совершения или созерцания добрых деяний, как и страдание – от противоположного. К ряду последователей Шефтсбери относился и Дж.Батлер (J.Butler), который, как и Хатчесон, попытался целостно представить моральную способность человека, но, сохраняя все характеристики морального чувства, он обозначил эту способность традиционным словом «совесть», усилил акцент на ее божественном источнике и определенно более высоко оценил ее роль в нравственных решениях человека.
Разделяя с кембриджскими платониками, а также с Р.Камберлендом взгляд на моральное познание как интуитивное по своему характеру и непосредственно опираясь на гносеологические идеи Дж.Локка (в частности, на идею рефлексии как внутреннего чувства), представители этического сентиментализма противопоставляли – в полемике с интеллектуалистами (см. Интеллектуалистская этика) – моральное чувство разуму, понимаемому в их концепции как рассудок. Они исходили из того, что функция разума – познание (заключающееся в сравнении идей и умозаключении о фактах), сфера же морали – действия и аффекты людей, где разум бессилен. Развивая такую аргументацию, Юм указывал на различие между суждением и действием: первое, в отличие от второго, может быть истинным или неистинным; безнравственность действия не определяется тем, что оно вызвало неадекватные или ложные впечатления, – оно таково само по себе. По другому основанию моральное чувство и разум различались т.о., что первое рассматривалось как целеполагающая, а второй – как «средствоопределяющая» способность. Моральное чувство трансформируется в поступки посредством эмоций-мотивов – благожелательности (или симпатии) и себялюбия. Особое место учения о благожелательности в этическом сентиментализме было обусловлено полемикой с этикой эгоизма Гоббса и Мандевиля.
К этическим сентименталистам обычно относят и А.Смита. Он не уделял столь значительного внимания гносеологической проблематике нравственности, однако его этика охватывает анализ побудительных оснований поведения, в качестве каковых он выделял различные эмоции – «нравственные чувства» («moral sentiments»), и в этом он, несомненно, развивал идеи именно этического сентиментализма. В эстетике к этой традиции был близок Г.Хоум (H.Home). У Ж.-Б.Робине аналогия морального чувства с внешними чувствами-ощущениями носила явно сенсуалистически-материалистистический характер: моральное чувство трактовалось как особый телесный орган. Идеи этического сентиментализма в довольно эклектичной форме были восприняты популярным в свое время голландским философом Ф.Гемстергейсом (F. Hemsterhuis), их влияние по-разному прослеживается в философии Ж.Ж.Руссо и Дж.С.Милля; последний, критикуя в целом интуитивизм в этике, признавал значительную роль чувств в морали и отрицал дискурсивный характер морального познания (см. «Утилитаризм»).
В России мотивы этического сентиментализма можно проследить в творчестве А.А.Мушникова (в частности, в труде «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии», 1894).
Особую роль в философской критике этического сентиментализма сыграл Кант, который в работах критического периода постоянно подчеркивал субъективный, неуниверсализуемый характер морального чувства. Историческая заслуга этического сентиментализма состояла в обосновании морали как определенности сознания, не обусловленной правилами, но обусловливающей правила. От моральной гносеологии этического сентиментализма идет прямая линия к априоризму Канта. Особая роль этических сентименталистов, в частности Шефтсбери, Хатчесона, Батлера, признается современными исследователями – сторониками этики заботы.
Литература:
1. Кожевников В.А. Философия чувства и веры, ч. I. M., 1897;
2. Bonar J. Moral Sense. L., 1930;
3. Rafael D.D. The Moral Sense. L., 1947.
P.Г.Апресян