А

 

Abditum mentis (лат.) – сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрейбургского – скрытая часть ума, которая тождественна Intellectus agens.

Ab ovo (лат.) – с самого начала (букв. с яйца).

Accidens (лат.), συμβεβηκός (греч.) – несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu; in actu (лат.) – актуально, в действии, в действительности.

Ad hoc (лат.) – для этого, для данного случая.

Ad hominem (лат.) – см. Argumentum ad neminem.

Ἀδιάφορα (греч.) – безразличное; понятие стоической этики.

A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) – от сказанного с ограничением к сказанному напрямик. Логическая ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую – без всякого ограничения (simpliciter).

Ad infinitum (лат.) – до бесконечности.

Ad oculos (лат.) – наглядно, воочию.

Ad rem (лат.) – см. Argumentum ad rem.

Aequilibrium indifferentiae (лат.) – букв. равновесие безразличий; равновесие двух противоположных позиций.

Aequo animo (лат.) – равнодушно, спокойно; выражение Сенеки.

Affirmo (лат.) – утверждаю; термин Боэция, обозначающий утвердительное суждение. Первой гласной этого слова, А, обозначают общеутвердительные, второй гласной, I, – частноутвердительные суждения (ср. Nego).

A fortiori (лат.) – исходя из более весомого; тем более. Согласно правилу логики, доказанное в отношении менее очевидного тем более должно быть признано для более очевидного.

Agens (лат.) – движущая сила, действующая сущность.

Agere sequitur esse (лат.) – действование следует за бытием; схоластический тезис.

Ἀγραφα δόγματα (греч.) – неписаное учение; тайное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерическую философию, которую он преподавал узкому кругу учеников.

Αἴνιγμα (греч.), aenigma (лат.) – иносказание, загадка, символ, энигма.

Αἰών (греч.), Дon (нем.) – век, вечность, эпоха, жизненный цикл; см. Эон.

Ἀκμή (греч.) – вершина, расцвет; высшая степень чего-либо.

A limine (лат.) – с порога; сразу, решительно [отвергать или критиковать].

Aliunde (лат.) – из другого [источника].

Als ob (нем.) – как если бы. Специальное значение имеет у Канта в «Критике способности суждения»: разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей; см. также Фикционализм.

Amicus Plato, sed magis amica veritas (лат.) – Платон – друг, но больший друг – истина.

Amor dei intellectualis (лат.) – интеллектуальная любовь к богу (выражение Спинозы).

Amor fati (лат.) – любовь к року; выражение стоиков. У Ницше – радостное приятие судьбы сверхчеловеком.

Analogia entis (лат.) – аналогия сущего; см. Аналогия.

Analogen rationis (лат.) – подобное разуму. У Лейбница общее название для низших форм знания, присущих, по его мнению, животным.

Ἀνάμνησις (греч.) – припоминание; см. Анамнесис.

A nescire ad non esse (лат.) – от незнания (некоторой вещи) – к несуществованию (этой вещи). Ошибочное заключение.

Anima, animus (лат.) – душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга – архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном мужчины присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном женщины – мужской (анимус).

Anima mundi (лат.) – мировая душа (Цицерон).

Animo deliberate (лат.) – надлежаще обдумав.

Anschauung (нем.) – интуиция, созерцание.

An sich (нем.) – в себе; (само) по себе. Немецкий эквивалент латинского in se, впервые дается у Вольфа; ср. Ding an sich и Für sich.

Antecedens – consequens (лат.) – предыдущий – последующий.

Ἀποκατάστασις (греч.) – восстановление. Термин Оригена, означающий воссоединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой зон; см. также Палингенесия.

A posse ad esse non valet consequentia (лат.) – заключение от возможного к действительному не имеет силы.

A posteriori (лат.) – на основании опыта; см. Апостериори и априори.

A potiori (лат.) – на основании преобладающего, главного.

A priori (лат.) – на основании ранее известного; см. Апостериори и априори.

Apprehensio (лат.) – восприятие, способность постижения.

Arbitrium liberum (лат.) – свобода воли (выбора).

A realibus ad realiora (лат.) – от реального к реальнейшему.

Ἀρετή (греч.) – доблесть, добродетель; доброкачественность, соответствие своему назначению.

Argumenta adversaria (лат.) – доводы противной стороны.

Argumenta ponderantur, non numerantur (лат.) – сила доказательств в весомости, а не в количестве.

Argumentum ad hoc – см. Ad hoc.

Argumentum ad hominem (лат.) – аргумент применительно к человеку; т.е. рассчитанный на личные качества того, к кому обращено доказательство.

Argumentum ad ignorantiam (лат.) – аргумент к незнанию; доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ad rem (лат.) – аргумент к делу; т.е. основанный на существе дела.

Argumentum ambiguum (commune) (лат.) – аргумент обоюдоострый, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.

Argumentum baculinum (лат.) – «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле – осязаемое доказательство.

Argumentum ex contrario (лат.) – доказательство от противного.

Argumentum ex silentio (лат.) – доказательство, выводимое из умолчания.

Argumentum externum (лат.) – внешний аргумент; т.е. взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

Argumentum internum (лат.) – внутренний аргумент; т.е. указывающий на спорность самого вопроса.

Argumentum nimium probans (лат.) – довод, страдающий избыточностью доказательств.

Argumentum primarium (palmarium) (лат.) – решающий (приносящий победу) довод.

Ars conjecturalis (лат.) – искусство толкования.

Ars magna (лат.) – великое искусство. Название логического труда Луллия.

Artes liberales (лат.) – свободные искусства; во времена поздней античности и в Средние века семь светских наук; см. Trivium и Quadrivium.

Ἀρχή (греч.) – начало; см. Архе.

Aseitas (лат.) – от-себя-(бытие); Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Средневековый термин.

Asylum ignorantiae (лат.) – убежище невежества. Понятие, к которому прибегают, чтобы избежать дальнейших рассуждений.

Ἀταραξία (греч.) – невозмутимость; состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).

Auctoritas nasum cereum habet (лат.) – у авторитета – восковой нос (т.е. его можно повернуть куда угодно); схоластический афоризм.

Aufhebung (нем.) – снятие.

Aurea mediocritas (лат.) – золотая середина (Гораций).

Αὐτάρκεια (греч.) – автаркия, самоудовлетворение; внутренняя самодостаточность, автономность, независимость (Демокрит, киники, стоики, Платон, Аристотель).

Automaton spirituale (лат.) – духовный механизм (Лейбниц).

Αὐτος ἔφα (греч.) – сам сказал. Так пифагорейцы говорили о своем учителе, признавая непререкаемость его слов. См. также Ipse dixit.

 

 

В

 

Begriffsdichtung (нем.) – поэзия понятий; Ланге о сущности метафизики.

Bellum omnium contra omnes (лат.) – война всех против всех (Гоббс).

Bona fide (лат.) – добросовестно.

Bon sens (франц.) – здравый смысл; см. также Common sense.

 

 

С

 

Calculus probabilium (лат.) – исчисление вероятностей.

Casus conscientіае (лат.) – моральный казус (случай). Предмет казуистики.

Causa (лат.) – причина, основание.

Causa activa (лат.) – действующая причина.

Causa corporalis (лат.) – физическая причина.

Causa cognoscendi (лат.) – основание познания.

Causa efficiens (лат.) – действующая причина.

Causa essendi et fiendi (лат.) – основание существования и возникновения.

Causa exemplaris (лат.) – причина образцовая; порождающая модель вещи.

Causa finalis (лат.) – целевая (конечная) причина.

Causa formalis (лат.) – формальная причина.

Causa materialis (лат.) – материальная причина.

Causa movens (motiva) (лат.) – движущая причина.

Causa sui (лат.) – причина самого себя; (первопричина; схоластический термин). У Спинозы субстанция – причина самой себя.

Causa vera (лат.) – истинная причина.

Causae occasionales (лат.) – побудит. причины, «случайные» причины: когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого; см. Окказионализм.

Characteristica universalis (лат.) – всеобщее исчисление (Лейбниц).

Χάρισμα (греч.) – милость, дар; см. Харизма.

Circulus in definiendo (лат.) – круг в определении.

Circulus in demonstrando (лат.) – то же, что Circulus in probando.

Circulus in probando (лат.) – круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus (лат.) – порочный круг. Доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum (лат.) – мыслю, следовательно, существую (тезис Декарта). Ср. сл., а также Volo ergo sum.

Cogitor ergo sum (лат.) – мыслюсь (богом), следовательно, существую (тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта).

Coguitio ex datis (лат.) – познание на основе данных.

Coguitio ex principis (лат.) – познание на основе принципов.

Coincidentia oppositorum (лат.) – совпадение противоположностей (средневековая философия, Николай Кузанский).

Common sense (англ.) – здравый смысл; см. также Bon sens.

Complicatio – explicatio (лат.) – свертывание – развертывание (Николай Кузанский).

Conatus (лат.) – напряжение, усилие, стремление.

Concordia discors (лат.) – несогласное согласие, примирение непримиримого, неустойчивое равновесие.

Concursus dei (лат.) – соприсутствие Бога. Участие Бога в деятельности человека по спасению души; постоянная поддержка Богом существования вещей.

Conditio sine qua non (лат.) – условие, без которого нет [чего-либо]; т.е. необходимое условие.

Consensus (лат.) – согласие, общее мнение.

Consensus gentium (лат.) – согласие народов.

Consensus omnium (лат.) – согласие всех.

Consummatum (лат.) – доведенное до конца, свершенное; Иоан. 19, 30: consummatum est! – Свершилось!

Contradictio in adjecto (лат.) – противоречие в определении (напр., круглый квадрат).

Contrat social (франц.) – общественный договор.

Corpus mysticum (лат.) – мистическое тело; символическое обозначение христианской церкви как тела Христова.

Creatio continua (лат.) – непрерывное творение.

Creatio ex nihilo (лат.) – творение из ничего.

Credo (лат.) – верую (первое слово «Символа веры»); убеждения.

Credo, quia absurdum (лат.) – верую, потому что абсурдно. Парафраза слов Тертуллиана «credibile est quia ineptum» – «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam (лат.) – верую, чтобы понимать (принцип Августина, принятый Ансельмом Кентерберийским).

Cum principia negante non est disputandum (лат.) – с тем, кто отрицает принципы, не должно спорить; т.е. для спора нужна некоторая общность исходных посылок.

Curriculum vitae (лат.) – жизненный путь; жизнеописание.

 

 

D

 

Δαιμόνιον (греч.) – демон, божество. Так называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных поступков.

Dasein (нем.) – существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto (лат.) – фактически, на деле.

Definitio essentialis (лат.) – существенное определение, т.е. относящееся к существу.

De jure (лат.) – по закону, юридически.

De omnibus dubitandum (лат.) – подвергать все сомнению (принцип философии Декарта).

Desideria carnis (лат.) – плотские желания.

Determinatio est negatio (лат.) – см. Omnis determinatio est negatio.

Deus absconditus (лат.) – сокровенный Бог.

Deus ex machina (лат.) – бог из машины; неожиданная развязка. В греческих трагедиях неожиданное явление бога при помощи театрального механического приспособления.

Deus sive natura (лат.) – Бог, или природа; т.е. Бог и природа тождественны. Положение Спинозы.

Dictum sapienti sat est (лат.) – для умного сказано достаточно.

Differentia specifica (лат.) – видовое отличие (схоластический термин).

Ding an sich (нем.) – вещь в себе (Кант).

Distinctio (лат.) – различение.

Distinctio formalis (лат.) – различение формальное.

Distinctio rationis (лат.) – различение рациональное.

Distinctio realis (лат.) – различение реальное.

Divisio logica (лат.) – логическое деление.

Docta ignorantia (лат.) – ученое незнание; наука незнания (Николай Кузанский).

Doctor angelicus (лат.) – учитель ангелический; почетный титул Фомы Аквинского.

Doctor christianissimus (лат.) – учитель христианнейший; почетный титул философа-схоласта Иоанна Герсона (1363–1429).

Doctor communis (лат.) – учитель всеобщий; почетный титул Фомы Аквинского.

Doctor dulcifluus (лат.) – учитель сладкоструйный. Почетный титул схоласта-скотиста Антуана Андре.

Doctor eximius (лат.) – учитель преизрядный; почетный титул Суареса.

Doctor extaticus (лат.) – учитель изумительный; почетный титул философа-схоластика Дионисия Картезианца (1402/3–1471).

Doctor facundus (лат.) – учитель красноречивый; почетный титул философа-схоласта Пьера Ореоля (кон. 14 в.), ученика Иоанна Дунса Скота.

Doctor fundatissimus (лат.) – учитель основательнейший; почетный титул философа-схоласта Эгидия Римского (1247–1316).

Doctor illuninatus (лат.) – учитель озаренный; почетный титул Раймунда Луллия.

Doctor irrefragabilis (лат.) – учитель неоспоримый; почетный титул Александра из Гэльса.

Doctor mirabilis (лат.) – учитель предивный; почетный титул Р.Бэкона.

Doctor profundus (лат.) – учитель глубокомудрый; почетный титул схоласта-скотиста и математика Томаса Брадвардина (кон. 13–14 в.).

Doctor resolutissimus (лат.) – учитель всеразрешающий; почетный титул французского номиналиста Дюрана из Сен-Пурсена.

Doctor seraphicus (лат.) – учитель серафический; почетный титул Бонавентуры.

Doctor solemnis (лат.) – учитель общепризнанный; почетный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217–1293).

Doctor subtilis (лат.) – учитель проницательный; почетный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis (лат.) – учитель всеведущий; почетный титул Альберта Великого.

Δόξα (греч.) – мнение; представление; вероятное суждение; см. Мнение и Знание.

Du kannst, denn du sollst (нем.) – ты можешь, ибо ты должен. Так Шиллер формулирует основную идею кантовской этики в стихотворении «Философы».

Δύναμις (греч.) – сила, способность, свойство, возможность (ср. Ἐνέργεια).

Duplex negatio affirmat (лат.) – двойное отрицание равно утверждению.

Durée (франц.) – длительность (понятие философии Бергсона).

 

 

E

 

Ecclesia spiritualis (лат.) – духовная церковь; церковь как духовное единство верующих.

Ego (лат.) – Я.

Εἴδωλα (греч.) – отображения, подобия; по Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.

Εἶδος (греч.) – вид, наружность, идея; см. Эйдос.

Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) – бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает (одно из положений римского права).

Emergent (англ.) – неожиданно возникающее новое; ср. Resultant; см. Эмерджентная эволюция.  

Élan vital (франц.) – жизненный порыв (категория философии Бергсона).

Ἐνάργεια (греч.) – непосредственная очевидность; по Эпикуру, свойство чувств, восприятия; критерий истины.

Ἐνέργεια (греч.) – деятельность, активность, действительность (ср. Δύναμις); см. Энергия, Энтелехия.  

Ens (лат.) – сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio (лат.) – сущее благодаря другому.

Ens a se (лат.) – сущее благодаря себе.

Ens entium (лат.) – сущее сущих (Бог).

Ens in actu (лат.) – сущее в действительности.

Ens in potentia (лат.) – сущее в возможности.

Ens rationis (лат.) – мыслимое (мысленное) сущее.

Ens reale (лат.) – реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) – реальнейшее сущее (Бог).

Ἐντελέχεια (греч.) – осуществленность; см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) – сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама»; см. также Рrіnсіріа non sunt multiplicanda.

Ἐπαγωγή (греч.) – приведение, индукция.

Ἐπέκεινα (греч.) – по ту сторону, запредельное. Термин Платона, обозначающий верховенство идеи блага.

Ἐπιστήμη (греч.) – знание, наука, достоверное знание; см. Мнение и Знание.

Ἐπιστροφή (греч.) – см. Μονή.

Ἐποχή (греч.) – воздержание от суждения; см. Эпохе.

Erga (лат.) – по отношению к [чему-либо].

Ergo (лат.) – следовательно.

Ἔργον (греч.) – дело, деяние, содеянное, как результат деятельности – ἐνέργεια (см.). Это различение принадлежит В.Гумбольдту: по его мнению, язык не продукт деятельности (ἔργον), а деятельность (ἐνέργεια).

Erlebniss (нем.) – переживание; термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanuni est (лат.) – человеку свойственно ошибаться (Сенека-старший).

Esprit de finesse – esprit de géométrie (франц.) – дух (ум) тонкий – дух (ум) геометрический. Выражение Паскаля, различающего интуицию (интуитивное проникновение в суть вещей) и научное познание.

Esse (лат.) – бытие, существование.

Esse est percipi (лат.) – быть – значит быть воспринимаемым (Беркли).

Essentia (лат.) – сущность.

Eventualia (лат.) – предполагаемое; возможное при определенных условиях.

Evoluta (лат.) – выявленное, раскрытое.

Ewig-weibliche (нем.) – вечно-женственное; женственное начало в мире, мировая душа. Выражение из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) – от противного (доказательство).

Exclusi tertii principium (лат.) – принцип (закон) исключенного третьего.

Exempli causa (лат.) – например.

Ex fontibus (лат.) – из первоисточников.

Ex nihilo nihil fit (лат.) – из ничего не происходит ничего (Персий и вслед за ним Лукреций и др.).

Experimenta fructifera (лат.) – опыты плодоносные, т.е. приносящие практическую пользу (Ф.Бэкон).

Experimenta lucifera (лат.) – опыты светоносные, т.е. расширяющие знания (Ф.Бэкон).

Experimentum crucis (лат.) – эксперимент креста (перекрестка), т.е. решающий эксперимент (Ф.Бэкон).

Explicite (лат.) – в развернутом виде, явно; ср. Implicite.

 

 

F

 

Fallacia (лат.) – ошибка.

Fallacia accidentis (лат.) – ошибка в результате [смешения существенного] со случайным.

Fallacia a sensu composite ad sensum divisum (лат.) – ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) – ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum (лат.) – ошибка высказывания; неправильное умозаключение.

Fallacia falsi medii (лат.) – ошибка из-за ложного посредствующего суждения (ложного среднего термина).

Fallacia fictae necessitatis (лат.) – ошибка из-за ложной необходимости; т.е. вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalilatis (лат.) – ошибка из-за ложной всеобщности; т.е. из-за придания большей посылке всеобщего характера, которого она не имеет.

Fallacia incerti medii (лат.) – ошибка из-за неопределенного среднего термина.

Fallacia plurium interrogationum (лат.) – ошибка из-за смешения нескольких вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem (лат.) – ошибка самого высказывания; т.е. из-за неправильного словесного выражения.

Fallacia suppositions (лат.) – ошибка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) – ошибка в одном – ошибка во всем.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) – судьбы ведут покорного и волокут упирающегося. Выражение Клеанфа, переведено на латынь Сенекой.

Ficta universalitatis (лат.) – см. Fallacia fictae universalitatis.

Fides quaerens intellectum (лат.) – вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis (лат.) – оборот речи, способ выражения.

Filioque (лат.) – «и сына»; догмат римско-католической Церкви, согласно которому Св. дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

Flatus vocis (лат.) – колебание голоса: по Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae (лат.) – «источник жизни» (Бог); лат. название философского трактата Ибн Гебироля (Авицеброна).

Formaliter (лат.) – по форме, формально.

Fuga vacui (лат.) – избегание пустоты; см. также Horror vacui.

Fundamentum divisionis (лат.) – основание разделения.

Furioso eroico (итал.) – героический энтузиазм (Дж.Бруно).

Für sich (нем.) – для себя; «для-себя-бытие» – категория философии Гегеля, обозначающая бытие, развернутое осознанием (ср. An sich).

 

 

G

 

Geistesgeschichte (нем.) – история духа; термин Дильтея, понимающего историю культуры как историю духовных образований.

Geisteswissenschaften (нем.) – науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Gemeinschaft und Gesellschaft (нем.) – «общность и общество»; название работы Ф.Тенниса.

Genus (лат.) – род.

Genus proximum (лат.) – ближайший род (для данного вида).

Genus remotum (лат.) – отдаленный род.

Gestalt (нем.) – образ, структура; «гештальт» – понятие гештальт-психологии.

Globus intellectualis (лат.) – универсум мышления.

Γνῶθι σεαυτόν (греч.) – познай самого себя.

Γνῶσις (греч.) – знание; также – учение гностицизма.

Gotheit (сред.-верх.-нем.) – божество; Экхарт обозначает этим термином божество как абсолют в отличие от Got – бога как личности.

Grenzbegriff (нем.) – предельное понятие. Так в Марбургской школе неокантианства истолковывается «вещь в себе» – как задача и предельное понятие процесса логического определения объекта.

Grenzsituation (нем.) – пограничная ситуация; см. Ясперс; Экзистенциализм.

  

  

H

  

Habitus (лат.) – внешний облик; состояние, положение, свойство, обыкновение.

Habitas naturae (лат.) – природное свойство.

Habitus animi (лат.) – душевный склад, характер.

Haecceitas (лат.) – «этость»; термин Дунса Скота, означающий единичность существования и ее несводимость к сущности. Ср. Quidditas.

Harmonia praestabilita (лат.) – предустановленная гармония.

Harmonie préétablie (франц.) – предустановленная гармония.

Ἕν  καὶπᾶν (греч.) – всё и единое; см. Всеединство.

Ἕτερον (греч.) – иное.  

Ὅλος (греч.) – целый, весь.

Homme naturel – homme civil (франц.) – человек естественный – человек цивилизованный (противопоставление, принадлежащее Руссо).

Homo (лат.) – человек.

Homo creator (лат.) – человек-творец.

Homo faber (лат.) – человек-ремесленник, человек-созидатель.

Homo homini lupus est (лат.) – человек человеку – волк (Плавт).

Homo liber (лат.) – человек свободный (Спиноза).

Homo ludens (лат.) – человек играющий (Хёйзинга).

Homo mensura omnium rerum (лат.) – человек – мера всех вещей (принцип, восходящий к Протагору).

Homo pictor (лат.) – человек-художник.

Homo sapiens (лат.) – человек разумный (Линней).

Homo sum, humani nihil a me alienum puto (лат.) –  я – человек и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).

Homo viator (лат.) – человек-путник (Марсель).

Horror vacui (лат.) – боязнь пустоты; см. также Fuga vacui.

Humaniora (лат.) – гуманитарные науки и знания.

Humanitas (лат.) – человечность, гуманность, культура.

Ὕλη – материя, вещество, материал.

  

  

I

  

Ichheit (нем.) – «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте).

Ichts (нем.) – слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»), принадлежит философии Бёме.

Id (лат.) – оно; бессознательное в психике. См. Фрейд, Психоанализ.

Ιδέα (греч.) – идея; см. Эйдос.

Ἰdea dubia (лат.) – сомнительная идея.

Ideae innatae (лат.) – врожденные идеи.

Idem per idem (лат.) – то же через то же; логическая ошибка в определении.

Ἴδιον (греч.) – собственное, свойственное; неотделимый признак.

Idola fori (лат.) – идолы площади; заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф.Бэкон).

Idola specus (лат.) – идолы пещеры; заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф.Бэкон).

Idola theatri (лат.) – идолы театра; заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф.Бэкон).

Idola tribus (лат.) – идолы племени; заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф.Бэкон).

Ignorabimus (лат.) – см. Ignoramus et ignorabimus.

Ignoramus et ignorabimus (лат.) – мы не знаем и [никогда] не узнаем.

Ignorantia non est argumentum (лат.) – незнание не аргумент.

Ignoratio elenchi (лат.) – случайность довода; логическая ошибка, при которой доказывается не то, что должно доказываться, или опровергается не то, что должно опровергаться.

Ignotum per ignotius (лат.) – неизвестное через более неизвестное; логическая ошибка в определении.

Illiquidum (лат.) – неочевидное.

Impetus (лат.) – побуждение, стремление.

Implicite (лат.) – в неразвернутом виде, скрытым образом; ср. Explicite.

In abstracto (лат.) – отвлеченно, в отвлечении, в абстракции; ср. In concreto.

In acta (лат.) – см. Actu.

In aeternum (лат.) – в вечности, навечно.

Incerta incertioribus (лат.) – [доказывать или объяснять] недостоверное – еще более недостоверным.

Incompossibilitas (лат.) – несовместимое с возможным (Дунc Скот).

In concreto (лат.) – конкретно, в определенном случае; в действительности; ср. In abstracto.

In corpore (лат.) – в совокупности, в полном составе.

Individuum est ineffabile (лат.) – неделимое есть невыразимое.

In dubio (лат.) – под сомнением.

Influxus physicus (лат.) – физическое влияние; обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.

Ingenium argumentas (лат.) – аргументирующий ум.

Ingenium comparans (лат.) – сравнивающий ум.

In infinitum (лат.) – до бесконечности.

Innerlichkeit (нем.) – внутренняя жизнь; душевность; сокровенная сущность.

In potentia (лат.) – в возможности.

In re (лат.) – в реальности; в вещах.

In statu nascendi (лат.) – в состоянии зарождения.

Intellectus agens (лат.) – разум деятельный; см. также Νοῦς ποιητικός.

Intellectus archetypus (лат.) – интеллект первоначальный; т.е. божественный – понятия которого являются первообразами (archetypa) предметов (Кант).

Intellectus ectypus (лат.) – интеллект отображающий; т.е. человеческий – понятия которого являются лишь отображениями (есtура) предметов (Кант).

Intentio (лат.) – усилие, напряжение, направленность.

Intentio animi (лат.) – внимание (направленность) духа; термин схоластической психологии, восходящий к Августину.

Intuitus mentis (лат.) – умозрение, созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

In vestigio (лат.) – тотчас же, мгновенно; ср. Per vestigium.

Ipse dixit (лат.) – сам сказал; см. Αὐτὸς ἔφα.

Ipso facto (лат.) – самим фактом.

  

  

J

  

Jenseits (нем.) – потустороннее.

Jenseits von Gut und Böse (нем.) – по ту сторону добра и зла (Ницше).

Justitia distributiva (лат.) – распределительная справедливость.

Justitia punitiva (лат.) – карающая справедливость.

Justifia tutatrix (лат.) – охранительная справедливость.

Juxtapositio (лат.) – рядоположение (в противоположность соподчинению).

  

  

К

  

Καιρός (греч.) – надлежащая мера, благоприятный момент, удача, выгода.

Καλοκάγαθία (греч.) – хорошее и прекрасное, физическое и нравственное совершенство; см. Калокагатия.

Κατάληψις (греч.) – схватывание, постижение, восприятие.

Κατ’ ἐξοχήν (греч.) – по преимуществу; прежде всего.

Κάθαρσις (греч.) – очищение; см. Катарсис.

Κένωσις (греч.) – опустошение; в эллинистической философии и восточной патристике – исхождение бога в мир, творение мира.

Κήρυγμα (греч.) – извещение, проповедь, керигма.

Koιvαὶ ἔννoιαι (греч.) – общие убеждения, т.е. убеждения, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие научному знанию (стоики).

Κόσμος νοερός (греч.) – космос мыслящий; т.е. мир бытия и мышления (неоплатонизм).

Κόσμος νοητός (греч.) – космос мыслимый; т.е. мир идей, прообразов (неоплатонизм).

  

  

L

  

Laissez faire, laissez aller (франц.) – дайте возможность действовать, дайте возможность вещам идти своим ходом (лозунг физиократов).

Λάϑε βιώσας (греч.) – живи незаметно (Эпикур).

Lato sensu (лат.) – в широком смысле.

Lebenswelt (нем.) – жизненный мир (термин Гуссерля).

Lex (лат.) – закон.

Lex naturalis (лат.) – естественный закон.

Liaison universelle (франц.) – всеобщая связь (Лейбниц).

Liberum arbitrium (лат.) – свобода выбора.

Libido (лат.) – влечение; энергия эротического желания (см. Психоанализ).

List der Vernunft (нем.) – хитрость разума; так Гегель характеризует деятельность мирового разума, который использует частные цели людей для достижения своих собственных.

Λόγοι σπερματικοί (греч.) – семенные логосы; т.е. «осеменяющие» мир идеи (стоики, Плотин).

Λόγος (греч.) – слово, суждение, смысл. См. Логос.

Λόγος ἐνδιάθετος (греч.) – слово внутреннее, внутренняя речь (стоики); Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).

Λόγος προφατικός (греч.) – то же, что Λόγος προφορικός.

Λόγος προφορικός (греч.) – слово произносимое, речь изустная, звучащая (стоики); Логос, исходящий из бога (Филон Александрийский).

Locus communis (лат.) – общее место.

Lumen naturale (лат.) – свет естественный, т.е. свет разума (Цицерон).

Lumen supranaturale (лат.) – свет сверхъестественный, т.е. излучаемый Богом (Августин).

  

  

M

  

Man (нем.) – неопределенно-личное местоимение. У Хайдеггера – мир «Man» – область безликого неистинного существования.

Materialiter (лат.) – материально, в отношении материи.

Materia primo prima (лат.) – первая материя первого рода; чистая возможность всего (Дунс Скот).

Materia secundo prima (лат.) – первая материя второго рода; безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот).

Materia tertio prima (лат.) – первая материя третьего рода; субстрат определенной формы (Дунс Скот).

Materia secunda (лат.) – вторая материя; оформленные тела (Дунс Скот).

Medicina mentis (лат.) – врачевание ума; образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens (лат.) – дух, разум, ум.

Μὴ ὄv (греч.) – небытие; иногда – «ещё не бытие» (ср. Оὐк ὄі). См. также Non esse.

Μετάβασις είς ἄλλο γένος (греч.) – переход в другой род (логическая ошибка).

Μετὰ τὰ φυσικά (греч.) – букв. «после физики», метафизика; так назвал Андроник Родосский группу трактатов Аристотеля о бытии как таковом, то, что сам Аристотель называл Πρώτη φιλοσοφία.

Μίμεσις (греч.) – мимесис, подражание.

Modus operandi (лат.) – способ действия.

Modus ponens (лат.) – способ заключения от истинности основания к истине следствия в гипотетических умозаключениях.

Modus ponens (лат.) – способ заключения от отрицания следствия к отрицанию основания в гипотетических умозаключениях.

Modus probandi (лат.) – способ доказательства.

Modus vivendi (лат.) – способ существования.

Μονή – πρόοδος – ἐπιστροφή (греч.) – пребывание – исхождение – возвращение. Моменты триады у Прокла: пребывающее в себе единство – исхождение его во множество – возвращение единства к себе.

Moral insanity (англ.) – моральная невменяемость, моральное уродство.

Moral sense (англ.) – нравственное чувство.

Mundus intellegibilis (лат.) – мир умопостигаемый.

Mundus noumenon (лат.) – мир умопостигаемый, ноуменальный мир.

Mundus sensibilis (лат.) – мир ощущаемый.

Μυστήριον (греч.) – мистерия, таинство.

 

 

N

 

Natura naturans и natura naturata (лат.) – природа творящая и природа сотворенная. Термины из латинского перевода комментария Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения.

Natura non facit saltus (лат.) – природа не делает скачков (принцип философии Лейбница).

Natura rerum (лат.) – природа вещей; вселенная.

Nec plus ultra (лат.) – и не далее, дальше нельзя; т.е. крайний предел.

Nervus probandi (лат.) – нерв доказательства, основной аргумент.

Nego (лат.) – отрицаю. Термин, обозначающий отрицательные суждения; первой гласной этого слова, Е, обозначают общеотрицательные, второй, О,частноотрицательные суждения. Ср. Affirmo.

Nexus causalis (лат.) – причинная связь.

Nexus effectivus (лат.) – действенная связь (Кант).

Nexus finalis (лат.) – целевая связь (Кант).

Nihii est in intellectu, quod non prius nient in sensu... (nisi intellectus ipse) (лат.) – нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах (кроме самого разума). Тезис восходит к Аристотелю, дополнен Лейбницем.

Nihil humani mihi alienum (лат.) – см. Homo sum...

Nisus formativus (лат.) – усилие формирующее; см. Александер.

Νόημα (греч.) – мысль; см. Ноэсис и ноэма.

Νόησις (греч.) – мышление; см. Ноэсис и ноэма.

Νόησις νοήσεως (греч.) – мышление мыслящее (само себя); у Аристотеля – перводвигатель.

Νόμος (греч.) – закон.

Non esse (лат.) – небытие; см. также Μὴ ὄν.

Non finito (лат.) – неопределенность, беспредельность.

Non liquet (лат.) – не ясно.

Non plus ultra (лат.) – см. Nec plus ultra.

Non sequitur (лат.) – не следует.

Nosce te ipsum (лат.) – познай самого себя.

Notio (лат.) – понятие.

Notiones communes (notitiae communes) (лат.) – общие понятия; у Спинозы это адекватные формы познания, которые он противопоставляет схоластическим универсалиям.

Notiones disparatae (лат.) – обособленные понятия.

Nudis verbis (лат.) – голословно, бездоказательно.

Numen (лат.) – божественное (вообще), воля богов.

Νοῦς (греч.) – ум; см. Нус.

Νοῦς παθητικός (греч.) – ум претерпевающий, пассивный; у Аристотеля – ум, возникающий и погибающий вместе с телом.

Νοῦς ποιητικός (греч.) – ум творящий (термин Аристотеля); см. также Intellectus agens.

 

 

О

 

Omne verum omni vero consonat (лат.) – все истины согласуются друг с другом.

Omnis determinatio est negatio (лат.) – всякое определение (ограничение) есть отрицание.

Onus probandi (лат.) – бремя доказательства.

Ordo ordinans (лат.) – упорядочивающий порядок; у схоластиков – Бог, у Фихте – организующий мировой разум.

Ordre du coeur (франц.) – сфера сердца (в противоположность сфере ума) у Паскаля.

Οὐκ ὄѵ (греч.) – небытие; иногда – абсолютное небытие (ср. Μὴ ὄv).

Οὐσία (греч.) – сущность, бытие.

 

 

Ρ

 

Ρ – обозначение предиката суждения в логике по первой букве лат. слова «Praedicatum» (см.).

Παιδεία (греч.) – воспитание; культура.

Πάντα ρεῖ (греч.) – все течет (выражение, приписываемое Гераклиту).

Παρουσία (греч.) – присутствие; наличие идей в вещах (Платон); второе пришествие Христа.

Πάθος (греч.) – страсть, страдание; состояние, свойство.

Perincertus (лат.) – весьма недостоверный.

Per se (лат.) – сам(о) по себе, благодаря себе, самостоятельно.

Per vestigium (лат.) – по следам. Согласно Бонавентуре, мы созерцаем божество «по следам» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть созерцания in vestigio (см.).

Petitio principii (лат.) – предвосхищение основания; логическая ошибка, заключающаяся в допущении недоказанной предпосылки.

Phaenomenon bene fundatum (лат.) – феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).

Φαντασία καταληπτική (греч.) – постигающее представление (стоики).

Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) – философия – служанка теологии (Петр Дамиани).

Philosophia perennis (лат.) – вечная философия; непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.

Philosophia prima (лат.) – см. Πρώτη φιλοσοφία.

Φρόνησις (греч.) – рассудительность, понимание, здравый смысл.

Φύσις (греч.) – природа.

Pia desideria (лат.) – благие намерения.

Πλήρωμα (греч.) – полнота; у гностиков – полнота божеств. абсолюта.

Possest (лат.) – возможность-бытие. Категория философии Николая Кузанского, означающая совпадение акта и потенции в Боге.

Post factum (лат.) – после события.

Post hoc, ergo propter hoc (лат.) – после этого, значит, по причине этого (неправильное заключение, логическая ошибка).

Praedicabilia (лат.) – предикабилии.

Praedicatum (лат.) – сказуемое, предикат.

Primum movens (лат.) – см. Πρώτον κινοῦν.

Principia non sunt multiplicanda (лат.) – принципы не следует умножать; см. также Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem.

Principia essendi (лат.) – начала бытия.

Principium (лат.) – начало, основа, принцип.

Principium individuationis (лат.) – принцип индивидуации.

Privatio (лат.) – см. Στέρησις.

Prius (лат.) – предшествующий, первичный.

Probatio liquidissima (лат.) – яснейшее доказательство.

Pro et contra (лат.) – за и против; схоластический метод ведения дискуссии.

Profession de foi (франц.) – исповедание веры, мировоззрение.

Πρόληψις (греч.) – предвосхищение; предвосхищение восприятия в понятии (эпикуреизм, стоицизм).

Πρόοδος (греч.) – см. Μονή.

Proprium (лат.) – см. Ἴδιον.

Propter hoc (лат.) – см. Post hoc, ergo propter hoc.

Πρώτη φιλοσοφία (греч.) – первая философия (Аристотель); то, что впоследствии было названо метафизикой (см. Μετὰ τὰ φυσικά).

Πρώτον κινοῦν (греч.) – перводвигатель.

Πρώτον ψεῦδος (греч.) – исходная ложь.

Πῦρ τεχνικόν (греч.) – творческий огонь; у стоиков – бог.

 

 

Q

Quadrivium (лат.) – четырехпутье; группа наук (арифметика, геометрия, музыка, астрономия), составлявшая вместе с trivium (см.) семь «свободных искусств». См. Artes liberales.

Qualitas (лат.) – качество.

Qualitas occulta (лат.) – скрытое качество.

Quantitas (лат.) – количество.

Quasi (лат.) – якобы, будто бы; подобно.

Quaternio terminorum (лат.) – учетверение терминов; нарушение логического правила, согласно которому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трех терминов.

Quidditas (quiditas) (лат.) – «чтойность», сущность вещи (Дунс Скот).

Qui nimium probat, nihil probat (лат.) – кто доказывает много, тот ничего не доказывает.

Quinta essentia (лат.) – пятая сущность; см. Квинтэссенция.

Quod erat demonstrandum (лат.) – что требовалось доказать.

R

Ratio (лат.) – разум, рассудок, основание, довод, смысл, способ, мотив, причина, отношение.

Ratio agendi (лат.) – основание действия.

Ratio cognoscendi (лат.) – основание познания.

Ratio essendi (лат.) – основание бытия.

Reductio ad absurdum (лат.) – сведение к нелепости.

Reductio ad impossibile (лат.) – сведение к невозможности.

Regressum ad infinitum (лат.) – уход в бесконечность.

Res (лат.) – вещь, предмет, событие.

Res cogitans (лат.) – мыслящее.

Res extensa (лат.) – протяженное.

Res individuales (лат.) – индивидуальные (неделимые) вещи.

Res integra (лат.) – вещь целостная.

Res singulares (лат.) – единичные вещи.

Reservatio mentalis (лат.) – мысленная оговорка.

Resultant (англ.) – получающееся в результате; ср. Emergent.

Roseau pensant (франц.) – мыслящий тростник; так Паскаль называл человека.

S

S – обозначение субъекта суждения в логике по первой букве лат. слова «Subjectum» (см.).

Sacrificium intellectus (лат.) – жертвование интеллектом, отказ от мышления.

Sapienti sat – см. Dictum sapienti sat est.

Schöne Seele (нем.) – прекрасная душа; по Шиллеру, человек, у которого моральный долг и склонность совпадают.

Scintilla animae (лат.) – искорка души; см. Seelenfunklein.

Seelenhinklein (нем.) – перевод лат. выражения Scintilla animae (см.), которое восходит к гностикам и неоплатоникам. В немецкой средневековой мистике (Экхарт и др.) и учениях Реформации – частица Бога в человеческой душе.

Sehnsucht (нем.) – стремление, томление.

Sensu eminentiori (лат.) – в высшем (превосходящем) смысле.

Sensus (лат.) – чувство, смысл, ощущение, понимание.

Sensus communis (лат.) – здравый смысл; см. также Common sense.

Sic et non (лат.) – да и нет; название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.).

Signature rerum (лат.) – знаковость вещей; внешняя форма вещей, через которую Бог сообщает об их внутренней сущности (Парацельс, Бёме).

Simpliciter (лат.) – просто, прямо.

Sinn (нем.) – смысл, значение, ценность.

Sola fide (лат.) – только верой [достигается спасение]; тезис Лютера.

Sola Scriptura (лат.) – только Писанием [достигается спасение]; тезис протестантизма.

Solipsismus (лат.) – эгоизм.

Sosein (нем.) – так-бытие; конкретное, качественно определенное бытие.

Species (лат.) – вид.

Spiritus (лат.) – дух.

Status (лат.) – положение, состояние.

Status nascendi (лат.) – состояние зарождения.

Status quo ante (лат.) – предшествующее состояние.

Στέρησις (греч.) – лишенность [формы] (термин Аристотеля).

Subjectum (лат.) – подлежащее, субъект.

Subreptio (лат.) – ложное доказательство, подстановка, подмена.

Subsistentia (лат.) – субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.

Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) – с точки зрения вечности (Спиноза).

Subsumptio (лат.) – подведение под общее.

Sui generis (лат.) – своего рода.

Συμβεβηκός (греч.) – см. Accidens.

Summa (лат.) – свод (жанр схоластического трактата); см. Сумма.

Summum bonum (лат.) – высшее благо, Бог.

Super-ego (лат.) – «сверх-Я»; см. Психоанализ.

Τ

Tabula rasa (лат.) – чистая доска; сознание до всякого опыта.

Taedium vitae (лат.) – пресыщение жизнью.

Tantum cognoscitur, quantum diligitur (лат.) – познаём настолько, насколько любим (Августин).

Tantum possumus, quantum scimus (лат.) – мы можем столько, сколько знаем (Ф.Бэкон).

Τέλος (греч.) – цель.

Terminus (лат.) – термин, понятие; предел.

Terminus a quo (лат.) – исходный пункт.

Tertium comparationis (лат.) – третий в сравнении, т.е. критерий сравнения.

Tertium non datur (лат.) – третье не дано; в формальной логике – закон исключенного третьего.

Τέχνη (греч.) – умение, ремесло, искусство.

Τόνος (греч.) – напряженность, интенсивность космического духа (пневмы) (понятие стоической физики).

Τόπος νοητός (греч.) – мыслимое место; умопостигаемое пространство, в котором находятся эйдосы (Платон).

Totum pro parte (лат.) – целое вместо части.

Trivium (лат.) – трехпутье; группа наук (грамматика, диалектика, риторика), составлявшая вместе с quadrivium (см.) семь «свободных искусств». См. Artes liberales.

U

Übermensch (нем.) – сверхчеловек.

Ultima ratio (лат.) – последний довод.

Umgreifende (нем.) – объемлющее (термин Ясперса).

Ungrund (нем.) – бездна, безначальность, безосновность; Бог у Бёме.

Unio mystica (лат.) – таинственный союз; соединение с Абсолютом; см. Мистика.

Urphänomen (нем.) – прафеномен; первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого (термин Гёте, заимствованный Шпенглером).

Ursprung (нем.) – исток, первоначало, происхождение (центр. понятие философии Когена).

V

Velleitas (лат.) – способность к волению.

Veritas (лат.) – истина.

Vérités de fait (франц.) – истины факта (Лейбниц).

Vérités de raison (франц.) – истины разума (Лейбниц).

Via (лат.) – путь, метод.

Via antique (лат.) – старый путь; логический метод ранней схоластики (до кон. 12 в.).

Via moderna (лат.) – современный путь; логический метод поздней схоластики (кон. 13–14 в.), а также антисхоластический метод рационалистов Нового времени.

Via negationis (лат.) – определение через отрицание.

Via nova (лат.) – новый путь; метод схоластической логики, ориентированный на аристотелевскую теорию вывода (кон. 12–13 в.).

Vinculum substantiale (лат.) – субстанциальная связь.

Virtú (итал.) – доблесть; понятие ренессансной этики. См. также Virtus.

Virtus (лат.) – доблесть, доброкачественность, добродетель. См. также Ἀρετή.

Vis probandi (лат.) – сила доказательства.

Vis vitalis (лат.) – жизненная сила.

Іііеrе militare est (лат.) – жить – значит бороться (Сенека).

Volo ergo sum (лат.) – желаю, следовательно, существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito ergo sum.

Volonté générale (франц.) – всеобщая воля; воля, формирующаяся у людей в результате добровольного ограничения ими своих прав по заключении общественного договора.

Voluntas superior est intellectu (лат.) – воля превыше разума (Дунc Скот).

Ζ

Zῶov πολνηκόν (греч.) – животное общественное; определение человека у Аристотеля.

Составил А. Л. Доброхотов