КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва – 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа] – русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард). С 1921 жил за границей (Германия, Франция). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий начала 20 в. Основные идеи его эстетики изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1-е немецкое издание – под названием Rückblicke, 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях.
Художник, по Кандинскому, – пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель – выразить в художественной форме объективно существующее Духовное, в нем живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое Кандинский называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно 1) личности самого художника, 2) его эпохе, 3) искусству вообще – «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства.
Прекрасным в искусстве Кандинский считал все то, что «вызвано внутренней необходимостью», что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации». Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья – «принцип внутренней необходимости», или художественное чувство. Современное искусство предоставляет художнику неограниченные возможности выражения – от «чистого реализма» до «чистой абстракции». Сам Кандинский, обладавший обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на «Учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, Кандинский разрабатывал свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи, особое внимание уделял синестезическому и символическому значению цвета; выдвинул идею о принципиальной возможности создания «живописного контрапункта». Не отрицая предметной живописи (он высоко ценил Россетти, Бёклина, Сегантини, Сезанна, Матисса, Пикассо), Кандинский полагал, что изображение реальных предметов, сильно воздействуя на психику зрителя самим подобием видимым формам, заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы. Освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, «внеживописного».
Начиная с 1910 Кандинский создавал в основном чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и «Композициями», когда в их создании участвовал разум. В своем творчестве Кандинский прошел несколько этапов – от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910–20-е гг.) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира.
Сочинения:
1. О духовном в искусстве. Ν. Υ., 1967;
2. Über das Geistige in der Kunst. Münch., 1912; Bern, 1952;
3. Rückblicke. В., 1913;
4. Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Münch., 1926; Bern, 1973;
5. Essays über Kunst und Künstler. Bern, 1955;
6. Gesammelte Schriften, Bd 1. Bern, 1980.
Литература:
1. Василий Васильевич Кандинский. 1866–1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л., 1989;
2. Бычков В.В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского. – «Литературное обозрение», 1992, № 3/4, с, 79–87;
3. Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994;
4. Многогранный мир Кандинского. М., 1998;
5. Grohman W. Wkssily Kandinsky. Leben und Werk, Köln. 1958;
6. Washington Long R.С. Kandinsky. Oxf., 1980;
7. Becks-Malorny U. Vfesily Kandinsky. 1866–1944. Aufbruch zur Abstraktion, Köln, 1993.
В.В.Бычков