ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ (Delia Volpe) Гальвано (24 сентября 1895, Болонья – 13 июля 1968, Рим) – итальянский философ, эстетик, учился в Болонском университете. После возвращения с 1-й мировой войны в декабре 1920 преподавал в лицее историю и философию. С 1929 –доцент истории современной философии Мессинского университета, где преподавал до 1965; руководил Институтом философии, носящим теперь его имя. Первые произведения Делла Вольпе были посвящены анализу философских доктрин Дж.Джентиле и Карлини, формированию гегелевской диалектики и религиозно-мистического учения Мейстера Экхарта. В 1933–35 издал фундаментальный историко-философский труд «Философия опыта Давида Юма» (La filosofia dell'esperienza di D. Hume, v. 1–2, 1933–35). В дальнейшем исследовал проблемы логики, этики, эстетики. В «Основах философии выражения» (Fondamenti di una filosofia dell'espressione, 1936) и в «Кризисе романтической эстетики» (Crisi critica dell'estetica romantica, 1941) поэзия рассматривается как мышление семантически органическое и автономное, а наука, наоборот, как мышление семантически неорганическое и гетерономное; строгий гносеологическо-семантический анализ предлагается распространить и на другие виды искусства. Он публикует «Критику логических принципов» (Critica dei principi logici, 1942) философии Канта, Гегеля, Кроче, Джентиле, «Дискурс о неравенстве» (Discbrso sull'inequaglianza, 1943). Углубляющаяся критика идеализма привела Делла Вольпе к сближению с марксизмом. Он начинает изучать труды Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, подвергает резкой критике социально-либеральные концепции личности («Марксистская теория человеческого освобождения», La Theoria marxista delTemancipazione humana, 1945; «Коммунистическая свобода», 1946), противопоставляя им марксистскую этику тотального человека («К теории положительного гуманизма», Per la theoria di un umanesimo positivo, 1949). В это же время издается его «Логика как положительная наука» (Logica come scienza positiva, 1950), в которой предпринята попытка преобразования традиционной диалектики в метод исторического материализма. В основополагающем труде «Руссо и Маркс» (Rousseau e Marx, 1957) рассматривает проблемы свободы, демократии, государства и права, отмечая плодотворность учения Руссо о свободе и правах человека. Он разрабатывает марксистскую эстетику и поэтику на конкретном материале произведений театра, кинематографа, поэзии, прозы («Правдоподобие фильма и другие сочинения», Il verosimile filmico е altri scritti di estetica, 1954). В «Критике вкуса» (Critica del gusto, 1960) он дал систематическое изложение эстетики с применением современных методов (гносеологического, антропологического, лингвистического, семантического), сопровождающееся критикой романтической и идеалистической эстетической мысли. Проблемам диалектики посвящены труды «О диалектике» (Rinascita, XIX, п. 19, 15 sept., 1962), «Критика современной идеологии» (Critica dell'ideologia contemporanea, 1967). Философская «школа Делла Вольпе» объединила таких мыслителей, как М.Росси, Н.Меркер, И.Амброджо, У.Черрони, Л.Коллетти и др.


Сочинения:

1.  Opera, а cura di Ignazio Ambrogio, vol. 1–6. Roma, 1972–73;

2.  в рус. пер. – Критика вкуса, вступит, ст. К.М.Долгова. М., 1979.


Литература:

1.  Долгов К.М. Эстетика Гальвано делла Вольпе. – В кн.: Современная прогрессивная эстетическая мысль. М., 1974, с. 149–200;

2.  Rossi M. Galvano délia Volpe: délia gnoseologia critica alia logica storica. – «Crilicamarxista», 1968, N4–5, pp. 165–201, N6, pp. 89–124;

3.  Merker N. Galvano délia Volpe teoretico del marxismo in Dialectica e sloria, 1972;

4.  Ambrogio I. Per una teoria letteraria marxista;

5.  Galvano délia Volpe, in: Ideologie e tecniche letterarie. Roma, 1971;

6.  Violi C. Galvano délia Volpe. Testiestudi (1922–1977). Messina, 1978.

К.M.Долгов